1. Наблюдение за состоянием турбоагрегата
Каждые тридцать минут записывать показания измерительных приборов в журнале и совершать обход турбины по верхней площадке машинного зала. В случае необходимости осмотра подогревателей, конденсационного оборудования и пр. поставить в известность начальника смены.
В случае обнаружения отклонений показаний приборов от нормальных значений выяснять причины для принятия необходимых мер в целях устранения ненормальностей.
Для контроля за отложением солей в проточной части турбины один раз в сутки регистрировать в специальном журнале давление пара в контрольной ступени при одних и тех же близких к предельным режимах работы, одинаковых параметрах свежего пара, одинаковом абсолютном давлении в конденсаторе и неизменной схеме регенерации.
Если давление пара в контрольной ступени превысит на 5% величину давления, замеренную в ней при первом пуске турбины после монтажа или капитального ремонта, при чистой проточной части, том же режиме работы, тех же параметрах свежего пара, одинаковом абсолютном давлении в конденсаторе и той же схеме регенерации, то следует произвести промывку проточной части турбины. О включении ограничителя мощности при заносе проточной части турбины солями см. § 152, п. 15 и § 155, п. 3.
Наблюдать за ходом машины и периодически виброметром измерять вибрацию подшипников турбоагрегата Один раз в смену проверять осевое положение ротора по показаниям электрического индикатора осевого сдвига и с помощью скобы и щупа — по переднему концу ротора. Результаты заносить в суточную ведомость.
Не менее четырех раз в смену и при значительных изменениях нагрузки прослушивать турбоагрегат.
Не реже одного раза в смену обтирать турбоагрегат тряпками с подрубленными краями.
2. Параметры свежего пара
а) Нормальные параметры и допустимые отклонения от них.
Турбина предназначена для работы паром с давлением 90 ата и температурой 500° С, измеренными перед клапаном автоматического затвора.
В эксплуатации допускается длительная работа турбины при номинальной мощности я отклонениях давления свежего пара в пределах от 85 до 95 ата и температуры в пределах от 480о С до 505° С, но при температуре охлаждающей воды перед входом в конденсатор не выше 10° С, если параметры свежего пара ниже номинальных.
При отклонениях, превышающих указанные, надлежит принимать меры для немедленного восстановления нормальных параметров.
При снижении начального давления свежего пара ниже 85 ата или температуры свежего пара ниже 470° С нагрузка турбины должна быть постепенно и равномерно снижена с тем, чтобы при достижении нижних предельных параметров (см. ниже), а именно дав тения 60 ата или температуры 445° С — турбина была полностью разгружена. Так, например, против номинальной мощности при 85 ата и 470° С нагрузка турбины должна быть снижена на 4000 кВт на каждую атмосферу дальнейшего падения давления или на каждый градус добавочного падения температуры свежего пара.
При снижениях давления и температуры свежего пара в указанных пределах необходимо открыть продувки из паропроводов, перепускных труб и цилиндра турбины.
При повышении давления свежего пара сверх 95 ата следует дросселировать пар главной запорной задвижкой до нормальною значения.
б) Предельные параметры
Предельное высшее давление свежего пара — 100 ата, предельное низшее давление свежего пара — 60 ата; предельная высшая температура свежего пара — 510°С.
В случае достижения любым из параметров верхнего предельного значения необходимо выключить турбину в аварийном порядке, если несмотря на принятые меры параметры в течение 15 минут не будут восстановлены.
При одновременном повышении давления свежего пара до 100 ата и температуры до 510° С длительность непрерывной работы турбины в исключительных случаях аварийного режима в сети и т. п. допускается не более получаса, по истечении которого турбина должна быть остановлена. Общее число часов работы при этих параметрах не должно превышать 20 часов в год.
При отклонении параметров свежего пара за предельные значения турбина должна быть немедленно выключена в аварийном порядке (см. § 156, п. 2, «а», «б», «в» и «г»).
3. Максимально допустимые давления в контрольной ступени (в камере регулирующего колеса) при различных схемах включения регенерации, перегрузка и ограничение мощности.
В табл. 29 приведены значения максимальных давлений (включая 5% допуск на занос солями), которые допускаются в контрольной ступени (камере регулирующего колеса), а также данные об ограничении мощности и перегрузке в зависимости от температуры охлаждающей воды.
Таблица 29
Максимально допустимые давления в контрольном ступени (камере регулирующего колеса) и электрическая нагрузка
При работе с повышенным давлением в камере регулирующей ступени при полностью включенной регенерации может иметь место повышение давления пара в камере первого отбора сверх 31 ата, что недопустимо по условию прочности подогревателя в. д. № 5. Поэтому необходимо поддерживать в подобных случаях давление пара перед этим подогревателем не выше 31 ата путем дросселирования его задвижкой перед подогревателем.
В случае повышения давления в контрольной ступени до максимально допустимого, что может произойти в результате заноса проточной части турбины солями, необходимо произвести промывку проточной части турбины под нагрузкой.
4. Плавление в конденсаторе, температура выхлопного патрубка и температура охлаждающей воды
а) Нормальное давление в конденсаторе и допустимые его отклонения
Оптимальное (экономическое) давление в конденсаторе зависит от нагрузки турбины, температуры и количества охлаждающей воды и дается режимными кривыми в зависимости от местных условий.
Необходимо принимать меры для поддержания в конденсаторе оптимального давления.
При повышении давления в конденсаторе сверх 0,12 ата надлежит снимать нагрузку до восстановления давления, не ожидая устранения причин повышения давления в конденсаторе.
б) Предельное давление в конденсаторе и предельная температура выхлопного патрубка турбины
Предельное давление в конденсаторе, при достижении которого турбина должна быть полностью разгружена, составляет 0,20 ата. При дальнейшем повышенно давления в конденсаторе турбина должна быть остановлена.
Предельная температура выхлопной части, при достижении которой турбина должна быть остановлена независимо от величины давления в конденсаторе, составляет 60° С.
в) Температура охлаждающей воды
Предельная температура охлаждающей поды при входе в конденсатор, при которой гарантируется длительная работа турбины с номинальной мощностью, составляет 33° С, причем предполагается, что все прочие параметры сохраняются номинальными.
5. Работа конденсационного устройства
а) Расход охлаждающей воды
При условиях, указанных в режимных кривых конденсационного устройства, включить в работу второй циркуляционный насос. При длительной работе на сниженной нагрузке следует работать на одном циркуляционном насосе. Следить за разностью температур охлаждающей воды до и после конденсатора. В слу-чае повышения этой разницы сверх 8—10° С проверить открытие задвижек на трубопроводах циркуляционной воды, исправность работы циркуляционных насосов, действие сифона в верхних точках циркуляционной системы (при проточной системе охлаждения), загрязнение сеток на всасывании насосов и, в случае необходимости, пустить второй циркуляционный насос, если он еще не был включен. При работе обоих циркуляционных насосов задвижки 204 на перемычках должны быть закрыты.
б) Уровень конденсата в конденсаторе
Путем регулирования напорной задвижки конденсатного насоса держать уровень конденсата в конденсаторе едва видимым в водоуказательном стекле и не выше отметки на нем, соответствующей нижней точке трубного пучка конденсатора. В случае невозможности удержать повышающийся уровень ниже этой отметки, проверить закрытие задвижек 66 и 67 (обратной циркуляции и заполнения конденсатора), убедиться по солемеру в отсутствии повышенного содержания солей в конденсате, свидетельствующего о проникновении охлаждающей воды в паровое пространство конденсатора через лопнувшие трубки или места нарушенной развальцовки, проверить исправность водоуказательного стекла и конденсатного насоса. В случае необходимости пустить второй насос.
Если уровень конденсата продолжает повышаться, несмотря на принятые меры, турбина должна быть остановлена.
в) Температура конденсата
Следить за тем, чтобы температура конденсата после конденсатора была не более чем на 1—2° С ниже температуры пара в выхлопном патрубке. Более низкая температура конденсата свидетельствует о значительном прососе воздуха в систему и вызывается затоплением трубок конденсатом или чрезмерным для данного режима количеством охлаждающей воды при низкой ее температуре.
г) Работа эжектора
Следить за работой эжектора, регулируя давление пара таким образом, чтобы оно было минимальным при заданном режимными кривыми вакууме. Периодически проверять количество воздуха, отсасываемого эжекторами, при помощи предусмотренного устройства с набором измерительных шайб.
Следить за тем, чтобы слив конденсата рабочего пара происходил нормально и, в случае необходимости, проверить открытие задвижки 60.
Если при нормальном давлении рабочего пара и полностью открытой задвижке 60 из гидравлического затвора через вентиль 58 происходит выброс воды в открытую воронку, то это свидетельствует о появлении неплотностей в трубной системе охладителя эжектора или нарушении слива в конденсатор.
Если из воздушного выхлопного патрубка выходит белый пар или паровоздушная смесь высокой температуры и заметно повышается температура охлаждающего конденсата непосредственно на выходе из холодильника, следует несколько прикрыть обводную задвижку 61.
В случае необходимости, для повышения вакуума включить в работу второй эжектор 56, для чего:
1) открыть задвижку 61н на подводе воды к его холодильнику;
2) открыть парозапорный вентиль 53а, после чего при помощи дроссельного клапана 54 сначала продуть сопла, а затем установить перед ними давление 16—20 ати и проверить, что эжектор при работе на себя создает достаточно глубокий вакуум;
3) одновременно, после подачи пара на сопла, открыть задвижки 58 и 60 для слива дренажа из холодильника второго эжектора. Открытие вентилей 59 между ступенями должно быть отрегулировано при первом пуске после монтажа или ревизии;
4) медленно открыть воздушную задвижку 63, наблюдая за вакуумметром турбины.
При отключении одного из двух работающих эжекторов следует сначала закрыть воздушную задвижку 63 на отсосе воздуха из конденсатора в задвижку 60 слива дренажа в конденсатор, после чего закрыть подачу пара к эжектору. На линии охлаждающей воды следует сперва закрыть задвижку 61н, а затем задвижку 61к.
В случае работы на одной из двух групп эжекторов следует чередовать их в работе еженедельно.
д) Вакуум
Следить за тем, чтобы вакуум в конденсаторе соответствовал указанному в режимных кривых.
При невозможности создать вакуум необходимой глубины проверить работу конденсационного устройства согласно указаниям в пл. «а», «б», «в», «г». В случае нормальной работы конденсационных устройств и системы лабиринтовых уплотнений, проверить плотность вакуумной системы.
Система считается плотной, если при нагрузке в 80 000 кВт и отключенном эжекторе скорость падения вакуума не превышает 2 мм рт ст. в минуту.
При ухудшения вакуума обратить внимание на следующие места возможных присосов воздуха:
1) задвижка 65 для срыва вакуума;
2) задвижка 64 пускового эжектора 57;
3) вакуумная арматура при недостаточной подаче уплотняющей воды;
4) неплотные водоуказательные стекла конденсатора, подогревателей и испарительной установки, находящихся под вакуумом;
5) сальники конденсатных насосов;
6) атмосферная диафрагма (выхлоп).
4. Работа на выхлоп в атмосферу
В случае внезапного аварийного повышения давления в конденсаторе, разрыва предохранительной атмосферной диафрагмы и перехода турбины на работу с выхлопом пара в атмосферу — турбина должна быть немедленно остановлена с одновременной подачей сигнала на шит управления.
Повторный пуск турбины после установки новой атмосферной диафрагмы допускается лишь после остывания выхлопного патрубка и конденсатора до 50° С.
5. Уплотнения
Следить за работой уплотнений турбины согласно указаниям п. 7, § 152 — «Нагружение турбины». При снижении нагрузки и недостаточном количестве пара, отводимого от штоков клапанов в систему уплотнений, возобновить подачу пара через клапаны 21 и 22, стремясь, однако, к тому, чтобы добавка свежего пара была минимальной. Регулировать температуру пара, подаваемого на уплотнения турбины.
8. Частота электрического тока
Запрещается работа турбины при частоте электрического тока ниже 49,5 пер/сек или выше 50,5 пер/сек.
9. Масляная система
Следить за давлением масла в системах регулирования, в том числе и в демпферной камере редукционного клапана и в системе смазки.
Следить за уровнем масла в масляном баке, не допуская снижения уровня за нижнюю предельную черту на шкале маслоуказателя.
Следить за состоянием сеток (фильтров) в масляном баке, для чего вынимать их по одной для осмотра или судить об их загрязнении в самом баке по разности уровня в отсеках грязного и чистого масла. В случае загрязнения сеток сообщать начальнику смены для принятия мер по их чистке.
При быстром снижении уровня масла принять меры к обнаружению места утечки (разрыв трубок маслоохладителя, неплотность фланцевых соединений маслопровода и пр.) и в случае невозможности устранить утечку, остановить турбину расцеплением рычагов регулятора безопасности.
Следить за температурами масла после маслоохладителей и масла, сливающегося из подшипников.
Количество охлаждающей воды, подаваемой к маслоохладителям, следует регулировать таким образом, чтобы температура масла после маслоохладителей была в пределах 40—45° С, а после подшипников — не выше 65° С.
Следить за своевременной промывкой водяного фильтра на охлаждающей воде перед маслоохладителями.
Медленное повышение температуры масла после маслоохладителей, несмотря на полное открытие водяных задвижек, свидетельствует о загрязнении маслоохладителей или водяного фильтра перед ними.
При повышении температуры масла за любым подшипником турбоагрегата сверх 75° С немедленно отключить турбину (§ 156, п. 1).
Смазывать один раз в смену сочленения рычагов и опор системы регулирования и подвинчивать колпачковые масленки системы парораспределения, Смазывать специальным костяным маслом тахометр один раз в месяц.
При обходе турбины обратить внимание на плотность масляной системы, особенно в местах, где даже незначительная протечка масла может привести к его воспламенению от горячих паропроводов. При обнаружении даже незначительных протечек масла из масляной системы — немедленно принимать меры для их устранения.
Маховички задвижек и вентилей маслоохладителей со стороны масла должны быть в открытом положении заперты и запломбированы.
Масляный пусковой турбонасос и резервный масляный электронасос должны проверяться в работе один раз в неделю и перед каждой остановкой турбины.
10. Парораспределение
Один раз в смену поворачивать на 2—3 оборота в обе стороны маховики обоих клапанов автоматического затвора, главных запорных задвижек, а также других запорных органов.
При длительной работе турбины с постоянной нагрузкой ежедневно изменять в ограниченных пределах нагрузку для предотвращения заедания штоков регулирующих клапанов.
При обнаружении заедания регулирующих клапанов и невозможности устранения его на ходу турбина должна быть разгружена при помощи главной запорной задвижки и остановлена (см. § 157).
11. Регулирование
Во время эксплуатации турбины регулирование нагрузки должно производиться только синхронизатором. Запрещается пользоваться для этой цели ограничителем мощности.
Периодически проверять отсутствие заеданий в золотниках регулятора скорости, слегка поворачивая их за специальные ручки.
Следить за тем, чтобы гайки и контргайки наружных элементов систем регулирования и парораспределения были затянуты.
12. Ограничитель мощности
Для предохранения турбины от перегрузки при аварийном снижении частоты сети и нормальных параметрах пара устанавливать ограничитель мощности так, чтобы зазор между пальцем ограничителя и валиком игольчатого шарнира рычагов золотников регулятора скорости составлял при полной нагрузке турбины и нормальной частоте сети не более 0,4— 0,5 мм.
Для проверки правильности установки ограничителя мощности можно ввести его на величину, вызывающую снижение нагрузки на 1—2 мгвт, после чего отвести палец ограничителя на 0,4—0,5 мм по шкале ограничителя.
Запрещается поднимать ограничителем мощности «камни» игольчатого шарнира рычагов золотников регулятора скорости больше, чем на 0,4-0,5 мм над опорной плоскостью рычага регулятора скорости. Проверять положение пальца ограничителя мощности и «камней» через предусмотренное для этой цели окно в боковой поверхности рычага регулятора скорости.
Не следует длительно работать при введенном ограничителе мощности, так как это затрудняет поддержание частоты сети.
Следить за исправностью электроконтакта на рычаге регулятора скорости, включающего на щите управления сигнал о вводе в действие ограничители мощности.
Категорически запрещается вращать маховичок синхронизатора против часовой стрелки (в сторону увеличения нагрузки), когда ограничитель мощности введен в работу.
13. Подогреватели
а) Систематически следить за уровнем конденсата в корпусах подогревателей.
При понижении нагрузки, когда давление в отборах подогревателей № 4 и № 5 недостаточно для вытеснения конденсата греющего пара в деаэратор, закрывать задвижки 105 и 113 и открывать задвижки 104 и 112 для перепуска конденсата в подогреватель № 3 (низкого давления).
б) Если уровень конденсата в корпусах подогревателей повышается, несмотря на достаточное давление в отборах и исправное действие конденсатоотводчиков, следует открыть обводную задвижку на трубопроводе основного конденсата, после чего отключить подогреватель с паровой и водяной стороны и закрыть сливные и воздушные линии, обеспечив обвод слива и отсос воздуха для оставшихся в работе подогревателей.
в) В случае автоматического отключения одного из подогревателей высокого давления его защитным устройством, необходимо завернуть полностью маховики принудительного закрытия клапанов 101 и 102 или 109 и 110 и сообщить о случившемся начальнику смены.
г) Один раз в смену проверять отсутствие заедания поплавкового устройства и золотников конденсатоотводчиков при помощи наружной рукоятки.
Периодически производить проверку действия защитных устройств подогревателей высокого давления, а также обратных клапанов с соленоидным приводом, установленных иа паропроводах отбора.
д) Следить за температурами основного конденсата непосредственно на выходе из подогревателя и перед поступлением в следующий подогреватель. Наличие разницы между этими температурами свидетельствует о неплотности обводных задвижек ПНД или автоматических обводных клапанов ПВД.
е) Следить за тем, чтобы задвижки на паропроводах отборов были полностью открыты.
ж) Необходимо периодически проверять дренажные линии с вентильками 143, ведущие из паропроводов отбора и обратных клапанов в конденсатор, так как засорение этих линий может привести к водяному удару в подогревателях
О снижении мощности турбоагрегата при отключении подогревателей см. п. 3.
14. Испарители
а) Следить за уровнем воды в корпусах испарителей и, если он не поддерживается автоматически постоянным, перейти на ручное управление клапанами 134-1 и 134-11.
б) Производить продувку второй ступени испарителя с помощью продувочного насоса. Режим продувок устанавливается химическим цехом электростанции.
в) В случае неисправности сливного насоса 169 включить в работу резервный насос.