Глава шестнадцатая
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБИН ВТ-25-4 И А П-25-2
§ 62. Описание системы регулирования турбин с одним отбором пара
Общая схема регулирования и маслоснабжения турбин ВТ-25-4 и АП-25-2 показана на фиг. 79 (вкладка). Как видно из схемы, системы маслоснабжения и защиты этих турбин вполне подобны соответствующим системам конденсационных турбин.
Действие системы регулирования было разъяснено в § 57 при описании принципиальной схемы. Поэтому в настоящем параграфе приводятся только некоторые дополнительные сведения, необходимые для понимания особенностей системы регулирования турбин ВТ-25-4 и АП-25-2.
Действие системы регулирования при пуске турбины, холостом ходе и конденсационном режиме. При пуске турбины, начиная ориентировочно с 2700 об/мин, грузы регулятора скорости под действием центробежной силы начинают расходиться и муфта регулятора, перемещаясь вправо, повернет валик качающегося рычага. Золотник 0 45 блока ЗРС поднимется, увеличив открытие регулирующих окон в буксе на сливе масла из камеры, соединенной с полостью под суммирующим золотником № 1. Давление масла под суммирующим золотником № 1 обнаружит тенденцию к снижению и золотник № 1 переместится вниз настолько, чтобы увеличенное открытие нижних окон в буксе этого золотника (иа впуске напорного масла в полость под ним) скомпенсировало увеличившийся слив через регулирующие окна в буксе золотника 0 45.
При этом давление под суммирующим золотником останется равным примерно 6,0 кГ/см3 и движение его приостановится, так как в подсеть под ним будет поступать столько же масла, сколько сливается через золотник регулятора скорости.
При перемещении золотника № 1 вниз давление импульсного масла, управляющее золотником сервомотора клапанов свежего пара, будет падать и сервомотор и связанные с ним посредством рычажной связи регулирующие клапаны пойдут на закрытие.
Золотник № 2 блока суммирующих золотников, управляемый регулятором давления, при этом не меняет своего положения, так как переключатель регулятора давления закрыт. Импульсное давление масла, управляющее золотником сервомотора регулирующей диафрагмы отбора независимо от положения золотника Ø 45 ЗРС и суммирующего золотника № 1 будет близко к 12 кГ/см2 и сервомотор и регулирующая диафрагма останутся полностью открытыми.
Холостой ход турбины при нормальном давлении свежего пара перед регулирующими клапанами получится примерно при 2900 об/мин, что соответствует положению муфты регулятора скорости по шкале на делении 8,5 + 0,5 мм для турбины ВТ-25-4 и 8,9 + 0,5 мм — для турбины АП-25-2.
Синхронизатором устанавливается нужное для синхронизации генератора число оборотов холостого хода.
Процесс регулирования турбины ВТ-25-4 и АП-25-2 при конденсационном режиме достаточно ясен из описания принципиальной схемы. Отличие от действия системы регулирования конденсационных турбин будет заключаться только в том, что в данном случае изменение давления импульсного масла осуществляется воздействием регулятора скорости на суммирующий золотник № 1 с помощью золотника Ø 45, а не непосредственно золотником Ø 45, как в конденсационных турбинах.
При конденсационном режиме, когда задвижки на паропроводе отбора закрыты, регулирование отбора должно быть отключено, так как в противном случае регулирующая диафрагма открыта неполностью и пропуск пара в ступени низкого давления сопровождается некоторым его дросселированием.
Включение регулирования отбора и действие системы регулирования при работе турбины с отбором пара.
Перевод турбины с работы на конденсационном режиме на работу с регулируемым отбором пара состоит из двух операций — включения регулятора давления и присоединения потребителей пара.
Последовательность действий персонала при выполнении вышеуказанных операций приводится в инструкции (см. § 159). Нужно помнить при выполнении этих операций, что при конденсационном режиме, когда отбор выключен, пружина регулятора давления растянута настолько, что регулятор находится на своем верхнем упоре и окна в буксе золотника открыты в наибольшей степени. Кроме того, в результате закрытия переключателя регулятора давления суммирующий золотник № 2 находится близко к верхнему упору и давление масла под ним определяется не перемещениями золотника регулятора давления, а открытием окон дросселя суммирующего золотника № 2. В связи с этим импульсное масло над золотником сервомотора регулирующей диафрагмы имеет давление около 12 кГ/см2, и поворотное кольцо диафрагмы открыто полностью. Включение отбора производится медленным открытием переключателя отбора, причем до того, как вступит в работу регулятор давления, не следует полностью открывать переключатель, так как это может привести к повышению давления в отборе сверх номинального и к открытию предохранительных клапанов на паропроводе отбора.
Переключатель отбора открывают настолько, чтобы давление в камере отбора незначительно превысило требуемое значение. Затем следует ослабить натяжение пружины регулятора давления настолько, чтобы давление в камере отбора снизилось до требуемого значения, что будет свидетельствовать о включении регулятора в работу (при этом поршень соответствующего сервомотора сдвинется на 2— 3 мм в сторону открытия). Только после этого следует продолжить дальнейшее открытие переключателя отбора, причем незначительный расход пара в отбор дается еще до полного открытия переключателя.
После того как переключатель открыт полностью, изменение давления в камере отбора производится изменением натяжения пружины регулятора давления. Для увеличения давления надо вращением маховика регулятора давления против часовой стрелки увеличить натяжение пружины, для уменьшения давления — ослабить натяжение пружины вращением маховика во часовой стрелке.
Полное присоединение потребителей вара производится после включения регулировaния отбора.
Важно для нормальной работы регулирования, чтобы трубка, подводящая пар из камеры отбора к регулятору давления, была заполнена паром, а не водой, за исключением вертикального участка непосредственно у регулятора и корпуса мембраны, которые должны быть заполнены водой. Достигается это тем, что трубка, подводящая вар к мембране регулятора давления, за исключением небольшого вертикального участка у регулятора, прокладывается с постоянным уклоном в сторону паропровода отбора. Скопление воды в этой трубке может быть причиной колебаний давления, вызванных «качанием» регулирования.
Заполненность трубки паром или водой проверяется по температуре трубки.
При работе турбины с οтбором пара неравномерность регулирования, т. е. величина снижения установленного давления пара в камере отбора при изменении расхода отбора от нуля до номинального, составляет: для отбора от 8 до 13 ата — 1,2 кГ/см2 и для отбора от 1,2 до 2,5 ата — 0,25 кГ/см2.
Действие системы регулирования турбин при работе с отбором пара достаточно ясно из описания принципиальной схемы (см. § 57). Изменение количества отбираемого пара при неизменной электрической нагрузке влечет за собой изменение давления в камере отбора и в корпусе мембраны регулятора давления и перемещение золотника этого регулятора.
Этим изменяется слив масла из-под суммирующего золотника № 2, который, перемещаясь, воздействует своими верхними окнами на слив масла из проточных систем импульсного масла золотников сервомоторов регулирующих клапанов свежего пара и регулирующей диафрагмы. Если количество отбираемого пара возросло, т. е. давление в камере отбора упало, то перемещение регулятора давления и суммирующего золотника № 2 обеспечат дополнительное открытие клапанов регулирования свежего пара и закрытие регулирующей диафрагмы.
Если же количество отбираемого пара уменьшится, то увеличение давления в отборе вызовет противоположные перемещения регулирования и парораспределения и количество свежего пара, поступающего в турбину, уменьшится, а пропуск пара из камеры отбора в ступени низкого давления увеличится.
Если, как следствие изменения отбора пара, наблюдается изменение электрической нагрузки (при работе и параллель) или числа оборотов (при работе турбины на выделенную сеть), то воздействием на синхронизатор может быть установлен требующийся режим.
Для подрегулировки давления и камере отбора пользуются приспособлением для изменения натяжения пружины мембраны регулятора давления.
Изменение электрической нагрузки приводит к перемещениям муфты регулятора скорости и связанного с ней золотника Ø 45, через буксу которого происходит слив масла из-под суммирующего золотника № 1. Перемещение этого золотника вызывает одинаково направленное изменение давления импульсного масла как в системе сервомотора клапанов свежего пара, так и в системе сервомотора регулирующей диафрагмы.
Для перехода на конденсационный режим с выключенным отбором предварительно отключают потребителей пара закрытием задвижек на линии отбора, затем переключатель регулятора давления переводится в положение «выключено» и пружина регулятора давления натягивается до положения соответствующего по шкале делению 25 мм. Кроме того, должны быть закрыты вентиль на трубке, соединяющей камеру отбора с корпусом регулятора давления и паровой игольчатый клапан регулятора давления. Атмосферный игольчатый клапан регулятора давления должен быть открыт.
Указания по обслуживанию регулирования турбин см. в гл. 36.
Эксплуатационные замечания.
Дополнительно к указаниям, общим для теплофикационных и конденсационных турбин (см. § 53), необходимо следить за исправностью предохранительных и обратных клапанов на линиях отборов.
Предохранительные клапаны должны быть отрегулированы следующим образом. Клапаны на паропроводе отбора 8—13 ата должны открываться при давлении 13,3 + 0,1 кГ/см2 по манометру. Клапаны на паропроводе отбора 1,2—2,5 ата должны открываться при давлении 2,9 + 0,1 кГ/см2.
Обратные клапаны на всех линиях регенеративных и теплофикационных отборов должны проверяться на надежность срабатывания и плотность закрытия.