Глава тридцать вторая
ДРЕНАЖ ТУРБИН
§ 136. Назначение дренажа
При пуске паровой турбины введение пара в турбину сопровождается сильном его конденсацией ввиду того, что цилиндр, ротор, диафрагмы и прочие соприкасающиеся с паром детали значительно холоднее пара, поступающего в турбину. Количество сконденсированного пара зависит от размеров машины и степени ее охлаждения после остановки. В малых вспомогательных турбинах, обладающих небольшим весом, количество сконденсированной воды невелико; в крупных же турбинах это количество исчисляется тоннами.
Весь конденсат, образующийся в паропроводах и турбине, должен быть удален перед пуском турбины в ход. так как недопустимо, чтобы какая-либо часть ротора при вращении была погружена в воду. Нельзя также допускать. чтобы в системе паропровода или внутри турбины где-либо мог собраться конденсат.
При резком изменении режима турбины конденсат может быть захвачен паровым потоком, в результате чего произойдет водяной удар.
Для удаления конденсата предусмотрены специальные продувочные и дренажные устройства, расположенные как снаружи, так и внутри турбины.
Персонал котельной должен бдительно следить за уровнем воды в паровых котлах.
Наличие дренажных устройств по ходу пара перед турбиной (дренажные устройства паропроводов обычно отключают после принятия небольшой нагрузки) не предохраняет турбину от водяного удара в случае попадания значительных количеств воды в паропровод, так как пропускная способность дренирующих устройств не рассчитана на заполнение паропровода водой. Попадание воды в турбину может вызнать непосредственное повреждение облопачивания от механического воздействия. При этом от закупорки каналов рабочих лопаток водой появляется весьма большое осевое давление, вследствие чего обычно происходит выплавление колодок упорного подшипника, влекущее часто за собой повреждение облопачивания от соприкосновения дисков с диафрагмами. Закупорка водой каналов направляющих лопаток диафрагм может привести к прогибу последних и к задеванию диафрагм о диски.
Во время рабочего режима турбины не менее важна надежная работа внутренних дренирующих устройств для спуска конденсата, который появляется в процессе расширения пара в турбине после перехода пара из перегретого состояния во влажное.
Количество выделяющейся влаги зависит от начального состояния пара перед турбиной и от к. п. д. турбины. Повышение давления пара при заданной температуре приводит к увеличению влажности пара в части низкого давления турбины. Поэтому естественным является стремление к повышению температуры свежего пара, ограничиваемой наличными в настоящее время жароустойчивыми материалами высокой прочности.
§ 137. Дренажные устройства
Все части паропровода и турбины, в которых может собираться вода, должны быть снабжены продувочными вентилями, конденсационными горшками или должны иметь постоянно открытые дренажи. В последнем случае ставятся обычно ограничительные шайбы, предохраняющие установку от чрезмерного расхода пара и вместе с тем обеспечивающие достаточный спуск воды.
Данные о дренажных и продувочных трубопроводах приведены в § 109 и 110, а на фиг. 150—157 показано их расположение.
Отсеки отбора пара и паровпускные камеры цилиндров дренируются через патрубки отбора или через специальные пробки с центральным отверстием. Эти пробки должны немного выступать над поверхностью камеры, чтобы имеющаяся в камерах грязь не могла засорить это отверстие.
Для удаления конденсата, собирающегося в ступенях, предусмотрены спускные каналы в обоймах. В ступенях низкого давления, работающих в области влажного пара, диафрагмы имеют обычно специальные козырьки по окружности, которые улавливают отбрасываемый рабочими лопатками конденсат и отводят его вниз, откуда он по особым каналам сливается в камеры отбора или в конденсатор.
Во время ревизии турбин необходимо тщательно прочищать все дренажные отверстия и испытывать их наливом воды.