Содержание материала

Глава двадцать восьмая
СХЕМЫ ТРУБОПРОВОДОВ ТИПОВЫХ ТУРБОУСТАНОВОК

§ 109. Схемы трубопроводов конденсационных турбоустановок

На нижеприведенных схемах показаны все элементы оборудования турбоустановок со связывающими их трубопроводами и арматурой для пара, конденсата, воздуха и циркуляционной воды, относящиеся к машинному залу  станции. Схемы бойлерных установок показаны отдельно (см. § 112).

Все элементы схем типизированы, ввиду чего ниже подробно рассмотрена лишь схема трубопроводов турбоустановки ВК-50-1 и отдельно отмечены особенности схем других установок. На всех схемах турбоустановок высокого давления выдержана единая нумерация элементов.
Схема трубопроводов турбоустановки ВК-50-1 с испарителями показана на фиг. 150 (вкладка).

Паропроводы.

Пар из котельной подводится к клапану автоматического затвора 36 турбины по главному ординарному паропроводу через главную запорную задвижку 13 с электроприводом, снабженную обводом с двумя последовательно установленными вентилями. Один из этих вентилей 15 служит для регулирования расхода, а второй 14 — в качестве запорного.
Перед главной запорной задвижкой к главному паропроводу приключены тс элементы оборудования установки, которые могут потреблять свежий пар независимо от того, находится ли турбина в работе или нет: турбина пускового масляного турбонасоса, главный и пусковые эжекторы, система паровых уплотнений н промывочное устройство.
Подвод пара к турбине 11 пускового масляного насоса после запорного клапана 4 разветвлен на две линии, из которых одна содержит вентиль 6 с дроссельной шайбой, а вторая — вентиль 5 без дроссельной шайбы.
При нормальных параметрах свежий пар подводят к насосу через линию с вентилем 6. Дроссельная шайба 7 редуцирует давление пара с 90 до 60 ата. В этом случае вентиль 6 на этой линии медленно открывают и регулируют им производительность насоса для поддержания нормального давления масла. Вентиль 5 на второй линии остается закрытым.
В случае пониженного давления свежего пара (при аварийном режиме в котельной) вентиль 6 закрывают и подают пар к турбонасосу через вентиль 5, минуя дроссельную шайбу. Вентиль 5 следует медленно открывать настолько, чтобы получать нормальное давление масла и подрегулировать его во время работы насоса.
Турбина насоса работает с выпуском пара в атмосферу. Паропровод к эжекторам имеет один общий запорный клапан 52. Регулирование расхода пара на основной и пусковые эжекторы осуществляется отдельными дроссельными клапанами 54 и 55, причем перед ними установлены запорные клапаны 53а и 53б. Схема дренажа главных эжекторов была описана выше (см. § 88) и показана на схеме.
Система лабиринтовых уплотнений была также приведена выше (см. § 25) и на данной схеме полностью воспроизведена. Свежий пар подводится в систему уплотнений через два запорных вентиля 21а и 21б и дроссельный вентиль 22.
Отсос пара из концевых уплотнений турбины и сборного коллектора пара, отводимого из штоков клапанов, производится в паропровод отбора пара из турбины к подогревателю низкого давления № 1 и в паропровод отбора к подогревателю низкого давления № 3.
Пароохладитель 17 промывочного устройства (см. § 142) расположен на паропроводе в обход к главной запорной задвижке.
Из паровой коробки клапана автоматического затвора пар по четырем перепускным трубам подается к четырем паровым коробкам регулирующих клапанов турбины.
Из пяти отборов турбины пар подводится к пяти подогревателям. Из второго отбора турбины, кроме подогревателя высокого давления № 4 (99), пар подается также в деаэратор повышенного давления (6 ата). Из третьего отбора пар поступает в подогреватель низкого давления № 3 (88) через дроссельную диафрагму 90а (см. § 104). Из третьего же отбора пар подается в первую ступень испарителя 149-1. Пар из четвертого отбора питает подогреватель низкого давления № 2 (78) и, кроме того, вторую ступень испарителя (149-11).
Для предупреждения возможности обратного потока пара и заброса воды из аппаратов водоподготовки в турбину на паропроводах первого, второго, третьего и четвертого отборов из турбины к подогревателям поставлены обратные клапаны с воздействием от электромагнита — 107, 136, 89 и 79 (см. § 101), а на паропроводе пятого отбора к подогревателю низкого давления № 1 установлен обратный клапан 69 без электрического воздействия. Все подогреватели могут быть отключены от трубопроводов греющего пара при помощи установленных перед ними запорных задвижек за исключением подогревателя низкого давления № 1, который по лару всегда присоединен к турбине.

Трубопровод основного конденсата турбины и питательной воды.

Схема потока основного конденсата турбины и питательной воды была подробно описана выше (см. § 104), ввиду чего здесь отмечаются лишь некоторые детали, ранее опущенные.
Каждая турбоустановка (с одним конденсатором) оборудуется двумя конденсатными насосами 45, каждый из которых рассчитан на полную производительность конденсатора, т. е.

один насос является резервным. При наличии в агрегате двух конденсаторов (турбины мощностью 100 000 кВт) предусматривается три конденсатных насоса, из которых один является резервным. Насосы со стороны всасывания и нагнетания снабжены задвижками. С напорной стороны насоса, кроме того, имеется обратный клапан, предотвращающий возможность обратного потока конденсата в конденсатор.
Корпусы конденсатных насосов соединяются с паровым пространством конденсатора при помощи воздухоотводящих трубок с вентилями. На участке между сборником конденсата конденсатора и конденсатными насосами предусмотрен клапан 50 для опорожнения парового пространства конденсатора.
К напорным патрубкам обоих насосов через вентили 49 присоединен трубопровод, служащий для подачи конденсата к водяным уплотнениям всей вакуумной арматуры.
Первый подогрев основного конденсата турбины происходит в поверхностных холодильниках парового эжектора 56. При помощи обводной задвижки 61 часть конденсата перепускают, минуя эжектор, в линию к подогревателям.
Обратный (рециркуляционный) трубопровод с задвижкой 66 предназначается для обратного перепуска конденсата в паровое пространство конденсатора после холодильников эжектора во время пуска и малых нагрузок турбины. В эти периоды количество конденсата, образующегося при незначительном поступлении лара в конденсатор, недостаточно для охлаждения рабочего пара в эжекторных холодильниках. Путем рециркуляции и охлаждения конденсата в конденсаторе расход конденсата на эжекторные холодильники может быть увеличен до необходимой величины.
В рециркуляционный трубопровод врезан трубопровод с задвижкой 67 для заполнения парового пространства конденсатора конденсатом из постороннего источника перед пуском турбины в ход. После охладителей эжектора конденсат прокачивается последовательно через трубные системы подогревателей 68, 78 и 88 низкого давления, охладитель 165 вторичного пара испарителя и охладители 97 и 176 дренажа подогревателей, расположение которых по ходу конденсата было подробно описано при рассмотрении принципиальной схемы (см. § 104). Во всех подогревателях низкого давления и охладителе выпара испарителя имеются входные, выходные и обводные задвижки, при помощи которых эти аппараты могут быть полностью отключены от конденсатного трубопровода. Выносные охладители 176 и 97 конденсата греющего пара подогревателей низкого давления № 2 и 3, а также выносной охладитель 162 испарителя не имеют обводных трубопроводов и отключаются от магистрали основного конденсата вместе с соответствующими подогревателями.
После подогрева в подогревателях низкого давления основной конденсат турбины подается в колонку деаэратора 6 ата, из которой после дегазации сливается в аккумуляторный бак.
В колонке деаэратора к конденсату турбины добавляется вода из других источников (см. § 104), образуя питательную воду для парового котла. Из аккумуляторного бака деаэратора вода забирается питательными насосами и через подогреватели высокого давления подается в паровые котлы. (Колонка и бак деаэратора и питательные насосы на схеме не показаны).
Подогреватели высокого давления снабжены на входе питательной воды комбинированным запорным и перепускным клапанами 101 и 109, а на выходе — обратными клапанами 102 и 110. Эти клапаны приходят в действие автоматически при чрезмерном аварийном повышении уровня воды в паровом корпусе подогревателя (см. § 92). При этом запорный и обратный клапаны отключают трубчатую систему от магистрали питательной воды и перепускают ее помимо подогревателя.
Каждый питательный насос со стороны всасывания имеет запорную задвижку, а на стороне нагнетания имеет обратный клапан и также запорную задвижку.
В том случае, когда установленная на напорном патрубке питательного насоса арматура обладает незначительной протечкой, а в то же время арматура со стороны всасывающего патрубка запирает достаточно плотно, питательный насос в остановленном и отключенном положении может целиком оказаться под полным давлением питательного трубопровода котельной. Повышение давления в корпусе насоса может привести к аварии, так как ни фланцевое соединение, нн арматура на стороне всасывания не рассчитаны на полный напор насоса. В целях предотвращения подобной аварии необходимо на всасывающем патрубке насоса установить маленький предохранительный пружинный клапан диаметром порядка 10 мм отрегулированный на давление, превышающее нормальное давление со стороны всасывания на 1—2 кГ/см2.

Сливные трубопроводы подогревателей.

Слив конденсата греющего пара из подогревателя высокого давления № 5 производится через конденсатоотводчик в подогреватель высокого давления № 4, а из последнего через конденсатоотводчик в деаэратор 6 ата. Предусмотрен также отвод для слива конденсата из подогревателя № 5 прямо в деаэратор. При малых нагрузках турбины, а также при прогреве во время пуска давление в подогревателе высокого давления № 4 недостаточно для подачи самотеком конденсата греющего пара в деаэратор. На этот случай предусмотрен слив из подогревателя высокого давления № 4 в подогреватель низкого давления № 3.
Конденсатоотводчики 103 и 111 обоих подогревателей высокого давления снабжены электрическим контактом, который замыкается при чрезмерном повышении уровня конденсата в корпусе подогревателей и вызывает сработку защитного устройства, отключающего трубную систему подогревателя от трубопровода питательной воды (см. § 92).
Конденсат греющего пара из подогревателя низкого давления № 3 (88) сливается через охладитель 97 и конденсатоотводчик 96 в подогреватель низкого давления № 2 (78). Из последнего же конденсат греющего пара, пройдя через охладитель 176, откачивается сливным насосом 76 (второй насос является резервным) в трубопровод основного конденсата турбины. Кроме того, возможен отвод конденсата греющего пара в деаэратор 6 ата. На случай неисправности обоих сливных насосов предусмотрен слив конденсата греющего пара через задвижку 86а непосредственно в конденсатор.
Конденсат греющего пара подогревателя низкого давления № 3 может быть при необходимости (например, в случае отключения подогревателя низкого давления № 2) откачан через задвижку 87б сливным насосом, как указано выше, или отведен через задвижку 87а в конденсатор.
Каждый сливной насос 76 имеет со стороны всасывающего патрубка запорную задвижку, а со стороны напорного патрубка — обратный клапан и задвижку. Корпус каждого насоса соединяется с паровым пространством подогревателя низкого давления № 2 при помощи воздухоотводящей трубки с вентильном 77.
Конденсат греющего пара подогревателя низкого давления № 1 сливается в конденсатосборник конденсатора через сифон глубиной 12 м. В случае чрезмерного повышения уровня конденсата в подогревателе вступает в действие конденсатоотводчик 73а, который открывает дополнительный слив конденсата во всасывающий трубопровод конденсатных насосов 45.
Конденсатоотводчики 96, 86а и 73а снабжены специальными электроконтактами, включающими на пульте турбины сигнальные лампочки при повышении уровня конденсата в соответствующих подогревателях выше нормального.

Воздухопроводы.

Для отсоса воздуха из конденсатора служит трубопровод, приключенный с одного конца через задвижки 62 к обоим воздушным патрубкам конденсатора, а с другого конца — к главному и пусковому эжекторам 56 и 57. Воздухопровод имеет отвод с задвижкой 65 в атмосферу, предназначенной для срыва вакуума в конденсаторе, чтобы в случае аварии сократить время выбега турбины.
Для отвода воздуха из подогревателей служат специальные воздухопроводы с вентилями и ограничительными шайбами, которыми паровые корпусы всех подогревателей присоединяются последовательно друг к другу и к конденсатору. Кроме того, имеется обводной воздухопровод к конденсатору, причем схема позволяет отсоединить любой подогреватель, не нарушая отвода воздуха, а в случае необходимости отключить подогреватель от установки для осмотра или ремонта. К последнему участку трубопровода, отводящему воздух в конденсатор, приключен трубопровод отсоса воздуха из охладителя 165 испарителя.

Продувка и дренаж паропроводов и турбины.

Участок главного паропровода перед главной запорной задвижкой 13 снабжен продувочным паропроводом в канализацию с двумя спаренными вентилями 1 и 3 и отводом между ними для ревизии с отдельным вентилем 2.

К паропроводу, соединяющему главную запорную задвижку 13 с клапаном автоматического затвора 36, присоединен трубопровод в атмосферу для обеспаривания турбины. Оба спаренных вентиля 34 и 35 на этом трубопроводе полностью открываются при длительной остановке турбины, чтобы предупредить возможность протечки пара в турбину через какую-либо малейшую неплотность главной запорной задвижки и тем самым предохранить от ржавления внутренние элементы турбины.
Из нижних точек каждой из четырех перепускных труб от автоматического стопорного клапана к турбине сделан один общий отвод для продувки в атмосферу через два спаренных вентиля 38 и 40 с контрольным вентилем 39 для ревизии между ними и второй общий отвод через два спаренных вентиля 41 и в сливной коллектор конденсатора.
Во избежание скопления конденсата в паропроводах отбора из турбины к подогревателям предусмотрены продувочные линии с вентилями 143, приключаемые по ходу пара к корпусам обратных клапанов (до тарелки) и к паропроводам за обратными клапанами. Эти продувочные линии предупреждают возможность водяного удара в подогревателях при открытии запорных задвижек к подогревателям. Слив конденсата производится через коллектор в конденсатор.
Перед клапаном автоматического затвора 8 приводной турбины 11 пускового масляного турбонасоса предусмотрена продувочная линия с двумя спаренными вентилями 9 и 10, которые надлежит открывать для спуска конденсата из паропровода при прогреве его перед включением турбонасоса в работу. Из цилиндра приводной турбины выведена продувочная линия в канализацию.

Водяное уплотнение вакуумной арматуры.

В установке имеется значительное количество арматуры, работающей под вакуумом, которая должна быть снабжена водяным уплотнением (см. § 103). Арматура, работающая под вакуумом, выделена на схемах условным обозначением.

Трубопроводы циркуляционной системы.

Изображенная на схеме система трубопроводов циркуляционной воды предусмотрена для турбоустановки с конденсатором типа 50 КЦС-3, турбогенератором с водородным охлаждением типа ТВ-50-2 и циркуляционными насосами, расположенными в машинном зале станции.
Значительное число турбоустановок ВΚ 50-1 имеет центральные насосные станции, расположенные у источника водоснабжения. В данном описании предусмотрен первый случай, как более сложный.
На трубопроводах со всасывающей стороны циркуляционных насосов 201 ставятся электродвижки 202 в том случае, когда насосы расположены ниже уровня охлаждающей воды, опорные водоводы от насосов подают охлаждающую воду раздельно в обе половины конденсатора через две отключающие электрозадвижки 203. На сливе воды из конденсатора расположены две электрозадвижки 207.
Для удобства эксплуатации на сливных водоводах предусмотрена перемычка с задвижкой 208, что позволяет производить раздельную чистку сливных каналов, элементов брызгальных устройств и т. д.
Оба напорных водовода перед конденсатором соединены перемычкой с задвижкой 204, которая обеспечивает как возможность работы обеих половин конденсатора от одного водовода, так и возможность отключения по воде одной половины конденсатора для чистки под нагрузкой. Вторая перемычка малого диаметра с двумя задвижками 205 и отводом между ними служит для опорожнения системы от воды.
Схема позволяет осуществить одновременную подачу охлаждающей воды циркуляционными насосами данной установки в конденсатор соседней турбины (или наоборот) при пониженном расходе воды на каждую турбоустановку, что может, например, быть экономически выгодным в условиях зимнего времени. Для этой цели предусмотрена третья перемычка с напорной стороны насосов, отключаемая от них задвижками 206.
В случае питания данной установки охлаждающей водой из системы соседней установки циркуляционные насосы рассматриваемой установки должны быть отключены со стороны нагнетания электрозадвижками 203.
От этой же перемычки охлаждающая вода подается через фильтры 210 в четыре маслоохладителя 211.
Напор применяемых циркуляционных насосов (в установках ВК-50-1 и ВК-100-2) недостаточен для прокачки охлаждающей воды через газоохладители генератора и воздухоохладитель его возбудителя, расположенные над отметкой пола машинного зала (т. е. выше конденсатора). Поэтому для подачи охлаждающей воды в газоохладители и воздухоохладитель устанавливаются два дополнительных подъемных насоса 235, из которых один является резервным.
Схема подачи охлаждающей воды к газоохладителям выполнена без обратной циркуляции (как это раньше было принято), так как при водородном охлаждении нет опасности отпотевания охладителей, и поэтому в газоохладители во время зимнего периода допускается подача воды низкой температуры.
Маслоохладители имеют резервный подвод охлаждающей воды низкой температуры на случай значительного повышения температуры циркуляционной воды из основного источника водоснабжения в летнее время.
Для контроля за давлением воды перед маслоохладителями от напорного водопровода над уровнем пола машинного зала выведена контрольная трубка 215 со свободным сливом в воронку (см. § 37).
Сливные трубопроводы циркуляционной воды, в случае проточного водоснабжения, обычно заглубляются под уровень воды в сливном канале, что позволяет использовать эффект сифона в конденсаторе и сливных трубах и уменьшить потребный напор циркуляционных насосов по сравнению со сбросом охлаждающей воды в атмосферу над уровнем воды в сливном канале.
Для удаления воздуха из сифона и заполнения водой конденсатора и сливных труб, а также циркуляционных насосов, если последние находятся выше уровня воды в источнике водоснабжения, применяется вспомогательный пароструйный эжектор 227. Отсос воздуха производится из верхних точек сливных трубопроводов (вентили 231), из корпусов циркуляционных насосов (вентили 230) и маслоохладителей.1 Из верхних точек водяных камер газоохладителей (и маслоохладителей) сделаны отводы с краниками 214 для выпуске воздуха при пуске и со сливом воды из них в открытые воронки.
Трубка отсоса воздуха из корпуса циркуляционного насоса, идущая к пусковому эжектору, соединяется с трубкой отсоса из верхней точки сливного трубопровода охлаждающей воды из конденсатора. В этом случае при работе одного циркуляционного насоса второй насос будет находиться в готовности к пуску, будучи всегда заполненным водой.
Надобность в воздухоотсасывающих трубках из циркуляционных насосов к эжектору отпадает и они заменяются воздушными краниками в тех случаях, когда насосы расположены ниже уровня источника охлаждающей воды.
Схема циркуляционной системы при применении турбогенератора с воздушным охлаждением типа ТГ-50-2 отличается отсутствием подъемных насосов, так как для воздухоохладителей, расположенных в конденсационном
См. схему трубопроводов турбоустановки ВК-100-2 на фиг. 151. помещении, напор циркуляционных насосов достаточен. В данном случае обратная циркуляция также не применяется, отпотевание трубок воздухоохладителей в зимнее время предотвращается путем подачи в камеру генератора сухого наружного воздуха вместо влажного воздуха из помещения машинного зала.
Схема трубопроводов типовой турбоустановки В К-100-2 изображена на фиг. 151 (вкладка).
Кроме отличий, указанных в § 104, схема турбоустановки ВК-100-2 по сравнению со схемой турбоустановки ВК-50-1 имеет следующие особенности: свежий пар подводится к турбине по двум паропроводам от отдельных паровых котлов, соединяющимся в один общий коллектор, из которого пар поступает в два параллельно включенных клапана автоматического затвора.
С 1955 г. завод снабжает турбины типа ВК-100-2 только одним клапаном автоматического затвора (см. фиг. 50), в который свежий пар подается по двум паропроводам ø 225 мм. На фиг. 151 отдельно показана схема входного участка паропровода турбины с одним клапаном автоматического затвора.
Установка имеет три конденсатных насоса и шесть маслоохладителей.
На фиг. 152 (вкладка) дана схема трубопроводов турбоустановки ВК-25-1. Отличия этой схемы от схемы трубопроводов турбоустановки ВК-50-1 отмечены выше (см. § 104).
В циркуляционной системе данной установки (а также и всех остальных установок турбин мощностью 25 000 кВт типов ВТ-25-4, ВПТ-25-3 и АП-25-2) отсутствуют дополнительные подъемные насосы, так как напор, создаваемый циркуляционными насосами, достаточен для прокачки воды через газоохладители генератора и воздухоохладитель возбудителя.

§ 110. Схемы трубопроводов турбоустановок с отбором пара

На фиг. 153 (вкладка) в виде примера дана типовая схема трубопроводов турбоустановки ВПТ-25-3 без испарителя для давления пара в производственном отборе в пределах 0—13 ата и для случая двухступенчатой бойлерной установки (см. принципиальную схему на фиг. 143).
Существенное отличие схемы от схем чисто конденсационных установок заключается в наличии двух коллекторов регулируемых отборов пара.
К коллектору производственного отбора диаметром 300 мм пар из турбины подведен к двум трубопроводам, в которых установлены два обратных клапана 136, с воздействием от электромагнита. От коллектора сделан отвод к подогревателю высокого давления №  4. Коллектор защищен от чрезмерного повышения давления в нем двумя предохранительными клапанами 137 с выпуском в атмо- феру (см. § 99).
Отвод производственного пара к потребителю осуществлен через две электрозадвижки 138а и 138б по двум магистральным паропроводам диаметром 300 мм. Из коллектора производственного отбора сделан отдельный отвод в деаэратор 6 ата через задвижку 144. Во время остановки турбины коллектор производственного отбора обеспаривается через задвижку 139а.
Коллектор теплофикационного отбора имеет диаметр 1000 мм и питается паром из регулируемого отбора турбины по двум трубопроводам. Из коллектора отходит через обратный клапан 140 с воздействием от электромагнита и запорную электрозадвижку 141 с обводным вентилем 142 один трубопровод диаметром 800 мм в бойлерную установку (не показанную на схеме). Трубопровод имеет отвод в атмосферу для обеспаривания с задвижкой 1396, которая открывается во время остановки турбины или бойлерной установки. Из того же коллектора отведен трубопровод, содержащий обратный клапан 79 с воздействием от электромагнита. Из этого трубопровода пар разветвляется к подогревателю низкого давления № 2 на деаэратор 1,2 ата (на схеме не показан) и к предохранительному клапану 147 с выхлопом в атмосферу.
Бойлерные установки показаны на отдельных схемах. На схемах трубопроводов турбоустановок показаны ввод обратного конденсата из бойлерной установки через задвижку 135 и ввод добавочной воды из деаэратора 1,2 ата через задвижку 134 в трубопровод основного конденсата турбины, а также ввод воздухопровода отсоса воздуха из бойлеров в систему отсоса воздуха из подогревателей.
В виде примера на фиг. 154 (вкладка) представлена типовая схема трубопроводов турбоустановки ВТ-25-4 с испарителями для случая трехступенчатой бойлерной (см. принципиальную схему на фиг. 145).
В отличие от схемы ВПТ-25-3, в данной схеме имеется лишь один коллектор теплофикационного отбора с паропроводом в бойлерную диаметром 1000 мм. Испарительная одноступенчатая установка, подробно описанная при рассмотрении принципиальной схемы, состоит из двух параллельно включенных корпусов испарителей 149 с одним общим охладителем конденсата 162 первичного пара и одним общим охладителем 165 выпара испарителей. Система трубопроводов допускает включение в работу любого из корпусов в отдельности или обоих корпусов параллельно — в зависимости от потребности в дистилляте.

§ 111. Схемы трубопроводов турбоустановок с противодавлением

На фиг. 155 и 156 (вкладка) представлены типовые схемы трубопроводов турбоустановок ВР-25-31-3 и ВР-25-18-4.
Схемы в основном однотипны и отличаются между собою в следующем:

  1. В схеме турбины ВР-25-18-4 (фиг. 156) показаны два регенеративных подогревателя высокого давления 99 и 106, из которых первый питается паром из системы противодавления турбины, а второй — из камеры нерегулируемого отбора перед девятой ступенью турбины. Эти подогреватели соответствуют подогревателям высокого давления № 4 и 5 турбоустановок других типов. Через подогреватели прокачивается питательная вода, подаваемая питательными насосами из деаэратора 6 ата. Подогреватели снабжены обычно применяемыми автоматическими защитными устройствами с перепускными и обратными клапанами 101, 102, 109 и 110. Конденсат греющего пара сливается каскадно из подогревателя № 5 в подогреватель № 4, а из последнего отводится в деаэратор 6 ата. На случай отключения подогревателя № 4 предусмотрен обводной слив конденсата из подогревателя № 5 в деаэратор через задвижку 113.

1 В обозначениях фиг. 155 и 156 сохранена по возможности единая нумерация аппаратов, арматуры и пр. для схем трубопроводов турбоустановок всех типов Система отвода воздуха предусматривает последовательное соединение корпусов подогревателей с подключением отводящего воздухопровода к системе низкого давления или независимый отсос воздуха из каждого корпуса в отдельности. Воздух из каждого корпуса может быть выпущен также непосредственно в атмосферу через вентили 115 и 118.

  1. В схеме турбины ВР-25-31-3 (рис. 155) показаны подъемные насосы 225 для повышения напора охлаждающей воды, подаваемой в газоохладители генератора. Эти насосы (независимо от типа турбоустановки) ставятся в том случае, когда напор в станционном трубопроводе охлаждающей воды недостаточен для подачи воды в газоохладители, расположенные выше отметки пола машинного зала.

На фиг. 156 показана компоновка схемы циркуляционной системы без подъемных насосов.
Но сравнению со схемами трубопроводов конденсационных установок и установок, оборудованных турбинами с отбором пара, необходимо отметить следующие особенности схем турбоустановок с противодавлением:
а) В схемах турбоустановок с противодавлением имеется специальный вакуумный охладитель 68 поверхностного типа, который служит для отсоса и конденсации пара, выходящего из лабиринтовых концевых уплотнений вала и штоков клапанов. Охладитель снабжен специальным паровым эжектором 57 для отсоса воздуха и поддержания в охладителе незначительного вакуума. К эжектору подведен рабочий пар из трубопровода противодавления турбины.
В качестве охлаждающей воды для охладителя служит конденсат турбоустановки пли химически очищенная вода при температуре не свыше 68 оС.
Для откачки конденсата лабиринтового пара из охладителя в сборный станционный бак служат два насоса 76, из которых один является резервным.
б) В качестве уплотнительного пара в систему лабиринтовых уплотнений подается пар из деаэратора (6 ата или 1,2 ата), а не дросселированный и увлажненный в пароохладителе пар высокого давления, как это принято было в установках других типов.
в) Предохранительные клапаны 137а и 137б на паропроводах системы противодавления установлены со стороны турбины до запорных задвижек 138а и 138б (в отличие от установки их по ходу пара за обратными клапанами на отборных паропроводах турбин с отбором пара). В данном случае предохранительные клапаны предназначены в первую очередь для защиты выхлопной части турбины от повышения в ней давления по какой-либо причине.
г) На схемах показаны межфланцевые заглушки 180, которые устанавливаются иа время остановки турбин (в случае производства ревизий или ремонтных работ на турбинах) для предотвращения несчастных случаев с персоналом. Заглушки изолируют систему противодавления, которая при неправильном переключении арматуры может оказаться под давлением пара, поступающего из другого источника, например из РОУ или параллельно работающей другой турбины.
Схема трубопроводов турбоустановки AП-25-2. На фиг. 157 (вкладка) дана типовая схема трубопроводов турбоустановок AП-25-2. Особенности ее были отмечены выше в § 90 при описании принципиальной схемы (фиг. 149).