Содержание материала

Безотказное действие защиты является обязательным требованием при эксплуатации турбин. Поэтому периодическая проверка действия защиты является важнейшей обязанностью эксплуатационного персонала.
Проверка защиты от повышения числа оборотов производится в условиях нормальной эксплуатации турбины через каждые 2000 часов работы турбины, до и после ревизии и, наконец, после длительной или аварийной остановки.
Проверка защиты от осевого сдвига производится но особой программе (см. § 81). Защита проверяется при работе турбины на холостом ходу, при открытом клапане автоматического затвора, причем подвод пара к турбине осуществляется через клапан на обводной линии главной запорной задвижки, которая при этом полностью закрыта. Параметры пара перед главной задвижкой должны быть близки к нормальным, а открытие клапана на обводной линии главной запорной задвижки таким, чтобы давление пара за клапаном автоматического затвора было на 8 кГ/см2 меньше давления перед главной задвижкой.
В условиях нормальной эксплуатации периодическая проверка защиты через каждые 2000 часов работы производится по следующей программе, которая называется нормальной:
а) двукратное выключение автоматических затворов от руки;
б) двукратное испытание совместного действия бойков путем повышения числа оборотов турбины при сцепленных клинках;
в) раздельная проверка («расхаживание») бойков, по одному разу, без повышения числа оборотов, с помощью масляного устройства;
г) проверка действия дополнительной защиты.
До и после ревизии турбины и длительной ее остановки (или после аварийной остановки) испытание защиты производится по несколько расширенной (полной) программе, заключающейся в следующем:
а) двукратное выключение автоматических затворов от руки;
б) раздельное испытание, по одному разу, каждого из бойков путем повышения числа оборотов турбины;
в) совместное испытание бойков путем повышения числа оборотов (один раз);
г) раздельная проверка («расхаживание») бойков, по одному разу, без повышения числа оборотов, с помощью масляного устройства;
д) совместная проверка («расхаживание») бойков без повышения числа оборотов турбины, с помощью масляного устройства;
е) проверка действия дополнительной защиты.
Показателем нормального действия защиты является почти мгновенное закрытие клапана автоматического затвора и регулирующих клапанов вслед за срабатыванием бойков регулятора безопасности или расцеплением рычагов ЗРБ от руки. При этом закрытие клапанов должно сопровождаться немедленным снижением числа оборотов турбины и, в конечном счете, ее полной остановкой. Срабатывание же бойков регулятора безопасности должно происходить при числе оборотов 3330—3360 в минуту для всех турбин.
Показателем нормальной работы дополнительной защиты является снижение давления масла до 6—6,5 кГ/см2 при положении муфты регулятора скорости (по указателю хода муфты) Ι6,5+0,5 мм, сопровождающееся переводом масляного выключателя автоматического затвора в крайнее левое положение и отключением турбины путем закрытия клапанов автоматического затвора и регулирующих.
Методика проведения отдельных проверочных операции приводится ниже. Результаты всех проверок заносятся в протоколы проверки защиты.

Выключение автоматического затвора от руки.

При работе турбины па холостом ходу поднимают рычаг расцепления 1 (фиг. 70 и схема на фиг. 69). При этом почти одновременно с падением рычага включения 2 без задержек должен полностью закрыться клапан автоматического затвора, а обороты турбины сразу уменьшиться. В этом случае можно считать, что надежность срабатывания автоматического затвора проверена.
При повторном зарядке рычага включения надлежит через круглое отверстие в крышке камеры рычагов проверить, что зацепление рычага включения с рычагом расцепления хорошее, т. е. накладная пластинка, образующая зуб, не изношена, и рычаг включения примерно на 2 мм захвачен краем этой пластинки. Кроме того, следует проверить, что крепление пластинки к рычагу расцепления не расшаталось.

Испытание действия бойков путем повышения числа оборотов турбины при сцепленных клинках.

Во время этого испытания оба клинка соединены с рычагом расцепления, в связи с чем нельзя установить, какой из бойков сработает первым.
Открывают крышку (или освобождают замок) золотника 17 (фиг. 69) для испытания регуляторов безопасности повышением числа оборотов. Медленным вращением маховичка 19 против часовой стрелки подводят масло в камеру IV ЗРС до тех пор, пока число оборотов не увеличится на 30—50 в минуту по сравнению с нормальным 3000 об/мин. После этого прекращают вращение маховичка 19 и с помощью синхронизатора (вращая его маховичок против часовой стрелки) повышают число оборотов турбины до 3230—3250 в минуту. После этого опять медленным вращением маховичка 19 повышают обороты, пока не сработает защита. При этом запрещается повышать обороты выше 3360 в минуту. Если при этих оборотах регулятор безопасности не сработает, следует немедленно отключить турбину от руки, подняв рычаг расцепления, и выяснить причину отказа срабатывания защиты (чрезмерно затянутые пружины бойков, заедание бойков и т. п.).
Контрольным моментом нормального действия бойков является удар о клннки, расцепление рычагов регулятора безопасности и закрытие автоматического затвора свежего пара.
После того как бойки сработали, быстро вращают маховичок 19 по часовой стрелке до упора и вращением, также по часовой стрелке, маховика синхронизатора понижают обороты турбины до нормальных.
В момент срабатывания защиты по проверенному ручному тахометру фиксируют число оборотов и затем сличают эту запись с показанием в этот же момент штатного тахометра турбины в целях проверки показаний последнего при повышенных оборотах.
После того как золотник 17 доведен до упора и обороты турбины снижены до 3000 в минуту, осторожно производится сцепление рычагов регулятора безопасности. При этом не должны ощущаться удары бойков о клинки, так как описанное в § 52 масляное устройство регуляторов безопасности и ЗРБ должно было обеспечить обратную посадку бойков сразу после срабатывания защиты.
Если число оборотов, при котором сработала защита, меньше 3330 в минуту или если защита не сработала при 3360 об/мин, то изменяют в нужном направлении натяжение пружин бойков.
Раздельное испытание бойков путем повышения числа оборотов. Снимают крышку коробки рычагов регулятора безопасности и осторожно удаляют палец 7 (фиг. 70), соединяющий клинок бойка 11 с рычагом расцепления 1. При этом, во избежание случайного расцепления рычагов, нажимают вниз на конец рычага расцепления. Освобожденный рычажок 13 откидывают вверх, отводя тем самым клинок бойка 11 от вала. Затем, выполняя указания предыдущего раздела, повышают обороты турбины до срабатывания бойка 1 и замечают число оборотов, при котором срабатывает защита.
Для проверки действия бойка 11, после испытания бойка 1, соединяют рычажок 13 с рычагом расцепления, вставив на свое место палец 7. После этого, осторожно вынув палец 6, откидывают вверх рычажок 14, отводя этим клинок от вала. Затем повторяют все операции проверки защиты, указанные выше. После окончания проверки возвращают палец 6 на место, соединив тем самым рычажок 14 с рычагом расцепления.
Проверив, что соединение обоих клинков с рычагом расцепления вполне надежно и зашплинтовано, закрывают крышку коробки рычагов регулятора безопасности.

Настройку каждого из бойков целесообразно сделать таким образом, чтобы числа оборотов срабатывания отличались между собой на 20—30 об/мин.

Совместная проверка — расхаживание бойков без повышения числа оборотов, с помощью масляного устройства. Во время этой проверки оба клинка соединены с рычагом расцепления и срабатывание бойков сопровождается отключением турбины. Какой из бойков сработал — установить нельзя. Число оборотов турбины должно быть 3000+15 в минуту.
Проверка производится следующим образом. Выводится ограничительное полукольцо 15 (фиг. 71) золотника 13 масляного устройства регулятора безопасности. Медленно вращают маховичок 14 против часовой стрелки до тех пор, пока не сработает один из бойков. При этом наблюдают за давлением масла по манометру на щите в момент удара бойка о клинок. Затем вращением маховичка 14 по часовой стрелке возвращают золотник в положение, когда ограничительное полукольцо 15 свободно войдет в проточку на золотнике, и вкладывают стопорящий штифт в ограничительное полукольцо.
Раздельная проверка — расхаживание бойков без повышения числа оборотов с помощью масляного устройства. Во время этой проверки оба клинка отсоединены от рычага расцепления и срабатывание защиты не сопровождается отключением турбины. Число оборотов турбины во время проверки должно быть равно 3000+15 в минуту.
Осторожно удаляют пальцы 6 и 7 (фиг. 70), соединяющие рычажки 14 и 13 с рычагом расцепления, при этом рукой удерживают рычаг расцепления, прижимая его к рычагу включения с тем, чтобы не произошло случайное отключение турбины.
Рычажок 13 ставят в такое положение, чтобы его верхняя плоскость совпадала с верхней плоскостью рычага расцепления, чем обеспечивается требуемый зазор в 1 мм между клинком и головкой бойка. Рычажок 14 откидывается вверх, благодаря чему клинок отводится от бойка. Затем действуют маховичком 14 (фиг. 71) золотника масляного устройства регулятора безопасности так, как указано в предыдущем разделе, до тех пор, пока нс сработает боек, что будет отмечено по удару бойка о клинок и повороту вверх рычажка 13 (фиг. 70). Необходимо заметить в этот момент показание манометра на щите, показывающего давление сработки бойка 1.
Вслед за этим вращением маховичка 14 (фиг. 71) по часовой стрелке переводят золотник в положение, когда давление масла па «выбивание.» исчезнет и появится давление на «возвращение» бойка. Контрольным моментом «возвращения» бойка будет отсутствие ударов о клинок при совмещении верхней плоскости рычажка 13 (фиг. 70) с верхней плоскостью рычага расцепления.
Аналогично описанному выше производится проверка «расхаживания» бойка 11.
После окончания проверки действия бойков следует вернуть золотник масляного устройства в среднее положение и поставить па место его ограничительное полукольцо и контрольный штифт.

Проверка действия дополнительной защиты от повышения числа оборотов.

При холостом ходе турбины синхронизатор полностью выводится из работы путем вращения его маховичка по часовой стрелке. После этого по указателю хода муфты регулятора скорости записывается положение муфты, а по ручному тахометру — обороты турбины. Затем открывают крышку или освобождают замок золотника для повышения оборотов. Медленным вращением маховичка 19 золотника 17 (фиг. 69) против часовой стрелки повышают обороты турбины до тех пор, пока не сработает автоматический затвор свежего пара. В момент его посадки наблюдатели должны одновременно записать положение муфты регулятора скорости, которое должно лежать в пределах 16,5+0,5 мм, давление масла за золотником регулятора безопасности (по манометру на щите), которое должно быть в пределах 6,0—6,5 кГ/см2, и обороты турбины. После, проверки золотник 17 ставится на нижний упор и закрывается крышкой или замком.
При проверке дополнительной защиты от повышения оборотов необходимо помнить указания, сделанные при описании действия этой защиты, а именно — не допускать дальнейшего повышения оборотов золотником 17 в случае, если муфта скорости уже дошла (по указателю хода) до положения 17 мм, а давление масла в системе защиты еще не упало. Кроме того нужно следить за повышением оборотов турбины и выключить ее от руки, если обороты превысят 3360 в минуту.
Проверка и «расхаживание» бойков регулятора безопасности с помощью масляного устройства при работе турбины под нагрузкой. Как указывалось выше, при описании масляного устройства регулятора безопасности, приняв специальные меры предосторожности, можно произвести «расхаживание» бойков и проверку того, что они не заели при работе турбины под нагрузкой. При этой проверке следует помнить, что в случае аварийного сброса нагрузки во время проверки (отключение масляного выключателя генератора) необходимо немедленно расцепить рычаги.
Явление сброса нагрузки может быть замечено по мегаваттметру, по изменению шума работы турбины или изменению оборотов по тахометру.
Проверку действия бойков их «расхаживанием» и под нагрузкой турбины следует производить только при вынужденной особыми обстоятельствами невозможности отключения турбины и удлинении в связи с этим срока между двумя нормальными проверками сверх 2000 часов. При этом нагрузку турбины рекомендуется снизить до 25% от нормальной.