Содержание материала

§ 121. Вскрытие цилиндра. Ревизия проточной части
Для разбалчивания цилиндра необходимо разогреть шпильки в части высокого давления. Разогрев производится шестисотваттным болтонагревателем (см. § 130) или газовой горелкой № 6 и 7. В последнем случае разогрев шпилек производится осторожно во избежание местного разогрева фланца цилиндра. Отбалчивание шпилек без предварительного разогрева недопустимо.
Подъем верхней половины цилиндра должен производиться без перекоса во избежание порчи вертикальных шпонок обоим. После вскрытия цилиндра контрольные шпильки, крепящие обоймы, заливаются керосином со стороны фланца; перед разъединением стыка обойм выжидают некоторое время, чтобы сказалось действие керосина. Верхние половины обойм поднимаются вместе с верхними половинами диафрагм. После этого можно произвести предварительный осмотр проточной части. Какие-либо замеры при этом бесполезны (за исключением особых случаев), так как цилиндр и ротор неравномерно прогреты и зазоры проточной части в связи с этим искажены. Эти зазоры должны проверяться, в случае необходимости, только после полного остывания турбины.
После разборки муфты производится выемка ротора, причем ротор должен быть так вывешен на кране, чтобы при подъеме его он сохранял строго то же положение, которое он имел, лежа в своих подшипниках. Для регулировки положения ротора при выемке его из цилиндра кроме подвижки подъемного крана пользуются регулировочными приспособлениями специального подъемного устройства, поставляемого заводом и описанного в § 129.

Лопаточный аппарат. После выемки ротора производится очистка облопачивания от отложений котельного уноса. После промывки турбины перед ревизией (см. § 143) на облопачивании иногда остаются кремнистые отложения, не растворимые в воде и трудно удаляемые с помощью скребков.
Для очистки от них лопатки слегка нагреваются открытым пламенем газовой горелки до температуры порядка 100—110° С, вследствие чего отложения отскакивают от лопаток и их удаляют без всяких затруднений.
После очистки ротор тщательно осматривают для обнаружения дефектов в лопатках, скрепляющих проволоках в их припайке к лопаткам и бандажной ленте.
Особенно тщательно надо проверить лопатки и скрепляющие проволоки последних ступеней.
Рекомендуется производить осциллографирование облопачивание ступеней, указанных в таблице приложения 6. Результаты испытаний следует сопоставить с данными предыдущих осциллографирований и с заводскими вибрационными характеристиками. В случае обнаружения изменений или отступлений в частотах пакетов, выходящих за пределы допусков, необходимо выяснить причину отклонений и довести частоту до требуемых заводских норм. При отсутствии каких-либо явных дефектов — трещин, обрывов и т. п. частота может быть восстановлена перепайкой скрепляющих проволок, подпайкой бандажа, если более серьезные дефекты не потребуют полной замены пакета или лопаток в пакете.
Методика и аппаратура для осциллографирования подробно освещены в специальных руководствах.1 При проведении осциллографирования особое внимание надлежит обратить на наличие свежих паспортов для контрольных камертонных или других отметчиков времени, частотомеров или звуковых генераторов, по частоте которых определяется путем сравнения частота вибрации пакетов лопаток (и дисков).

Диски.

Необходимо осмотреть тело диска, края разгрузочных отверстий, втулку, а также состояние крепления лопаток на диске. В дисках, имеющих лопатки с Т-образным хвостом, надо тщательно проверить заделку замка. Следует также проверить зазоры между втулками дисков.
В случае обнаруженных односторонних натирок на втулках дисков рекомендуется проверить зазоры между втулками и плотность посадки дисков на валу. Последнее осуществляется для тяжелых дисков прослушиванием чистоты звука при обстукивании дисков, для легких же дисков — проверкой отсутствия качки при нажатии иа диск вручную или рычагом.

Способы исправления дефектов лопаток.

  1. В случае наличия загибов или небольших выбоин иа кромках лопаток, происшедших от попадания в цилиндр инородных тел (стружка, окалина и т. п.), необходимо лопатки аккуратно выправить и запилить надорванные кромки, так как эти места могут послужить началом для развития третий.
  2. При обнаружении трещин в лопатках и бандажах, обрывов скрепляющей проволоки, обрывов пайки или оборвавшихся головок в заклепках, удерживающих бандаж, в целях устранения повторения дефектов в последующей эксплуатации необходимо информировать завод и в сомнительных случаях проконсультироваться с заводом о способах ремонта.

Завод собирает и систематизирует данные о повреждениях облопачивания и на основе анализа аварий лопаток одинаковых ступеней вносит коррективы в конструкции, если дефекты не вызваны недостатками сборки или производства.

  1. В случае больших изъянов или при обнаружении на лопатках продольных или поперечных трещин необходимо лопатку или пакет заменить. Если запасных лопаток в наличии нет, то лопатка должна быть вырублена, но при непременном условии, чтобы была вырублена лопатка и с противоположной стороны диска — во избежание нарушения балансировки ротора. Однако наличие просветов в венце рабочих лопаток нежелательно, так как они ведут к периодической неравномерности потока пара из направляющих аппаратов, что может вызвать вибрацию лопаток диафрагм и их поломку. Поэтому вырубленные лопатки должны быть в возможно короткий срок заменены новыми.
  2. При обнаружении обрывов скрепляющей проволоки или обрывов пайки нужно дефектные пакеты с лопатками вынуть, выпаять проволоку и, заменив ее новой, вновь тщательно запаять. Лишь при явно случайном появлении трещины в пайке можно ограничиться тщательной подпайкой, нс снимая пакета с диска.
  3. При обнаружении оборвавшихся заклепок в бандаже надо тщательно припаять его к лопаткам (по предварительному согласованию с заводом — см. п. 2).
  4. При обнаружении слабых заклепок в креплении вильчатых хвостов лопаток или лопаточного замка следует слабую заклепку удалить, разверткой пройти начисто дыру, не выходя из предельных размеров заклепочных отверстий, выточить по замеру заклепку с тугой посадкой и после установки тщательно заклепать или развальцевать с обеих сторон, а при сомнении в надежности замка — удалить его и заменить новым.
  5. При обнаружении отсутствия зазоров между втулками дисков или отступлений от зазоров заводского паспорта нужно немедленно известить завод.
  6. При значительном повреждении лопаток по всей окружности диска и отсутствии запасных лопаток приходится пускать турбину во временную эксплуатацию с разлопаченным диском. В этом случае надо обязательно набрать на диск промежуточные тела или оставить на ободе обрезанные до хвоста лопатки во избежание коррозийного повреждения профильной части венца диска. Работа турбины с открытым пазом на диске нс допускается. Кроме того, необходимо, впредь до наборки на диск новых лопаток, ограничить мощность турбины на величину мощности изъятой ступени (см. приложение 5).

При пуске во временную работу ротора с разлопаченным диском следует обязательно оставить в турбине диафрагму данной ступени, чтобы не допустить перераспределения давлений по ступеням турбины, что могло бы привести к аварии предыдущей ступени.

Диафрагмы.

При ревизии обе половины каждой диафрагмы должны быть вынуты из перевернутых обойм цилиндра.
Необходимо тщательно очистить от накипи и налета направляющие аппараты и промыть их горячим конденсатом. Затем надлежит осмотреть внимательно направляющие лопатки, чтобы обнаружить возможный износ, трещины и вмятины.
Необходимо также проверить отсутствие прогиба в диафрагме и зазор по разъему диафрагм. Следует выяснить, нет ли следов протечек пара на ободе и в горизонтальном стыке, осмотреть установочные штифты и лапки, убедиться, что диафрагмы лежат на всех штифтах, что штифты плотно сидят в диафрагмах, проверить посадку диафрагм в расточке цилиндра. Посадка не должна быть очень тугой, диафрагмы должны садиться в расточку под действием своего веса или легких ударов свинчатки.
Нужно установить, ист ли на поверхности диафрагмы следов задевания или трения об нее диска или других частей ротора, осмотреть уплотнения диафрагмы и убедиться, что пружинки не потеряли своей эластичности и что гребешки не сработались ни на валу, ни на сегментах уплотнительных колец.

Способы исправления дефектов диафрагмы.

При обнаружении вмятин на кромках лопаток диафрагмы они должны быть осторожно выправлены. При наличии надрывов на кромках от попадания посторонних предметов поврежденные места должны быть аккуратно опилены. Если же повреждения значительны и затрагивают большое число лопаток, то диафрагму сменяют.
При обнаружении неплотности в горизонтальном стыке необходимо промерить установку диафрагмы на штифтах и лапках и в случае надобности произвести новую установку диафрагмы в обойме, доведя зазор на стыке до 0,10—0,24 мм.

Если пружинки уплотнений не работают (потеряли свою упругость), необходимо их сменить или, в крайнем случае, перевернув их, поставить на место обратной стороной; при смене пружинок надо проверить подвижность сегментов.
При обнаружении прогиба диафрагм и недостаточности осевых зазоров способ доведения зазора до нормы должен быть согласован с заводом.