Содержание материала

Глава тридцать пятая
СМАЗКА

§ 144. Условия работы смазочных масел в турбине

Ротор паровой турбины во время работы вращается во вкладышах на тонкой пленке масла, которая предохраняет поверхность шейки вала от непосредственного соприкосновения с баббитовой заливкой вкладыша.
Аналогичные условия имеют место в упорном подшипнике турбины, где между вращающимся упорным диском ротора и неподвижными колодками образуются клиновидные пленки масла.
Сохранение масляной пленки в целости необходимо для возможности надежной работы турбины. При обрыве пленки даже на короткий промежуток времени от трения возникает значительное количество тепла, могущее вызвать выплавление баббитовой заливки вкладыша с тяжелыми последствиями для турбины. Однако при наличии достаточного подвода масла к вкладышу сохранение масляной пленки обеспечивается физическими свойствами масла и затягиванием его в зазор между шейкой и вкладышем.
Во время работы во вкладыше происходит скольжение и внутреннее трение слоев масла, повышающее его температуру. Кроме того, масло нагревается через шейку разогретого паром ротора. Физические свойства масла значительно изменяются при повышении температуры, а потому необходимо охлаждать масло, ограничивая его температуру величиной, не превышающей 65° С.
Для обеспечения смазки должны быть выполнены следующие условия:

  1. постоянный и обильный подвод масла к вкладышам;
  2. охлаждение масла для отвода возникающего во вкладышах тепла и ограничения повышения его температуры;
  3. поддержание физических свойств масла достаточно постоянными.

Для электродвигателей насосов и маломощных турбин вспомогательных механизмов применяются игольчатые или капельные масленки, ио большее распространение имеет кольцевая смазка (при мощности до 200 кВт).
В зависимости от размеров вкладыша устанавливаются одно или дна кольца. Во время работы механизмов необходимо следить за тем, чтобы кольца вращались и чтобы в резервуарах было достаточно масла, что видно по уровню в стеклянной трубке подшипника.
При питании турбин перегретым паром температура масла может подняться от теплопередачи через вал или через стенки корпуса машины.
Повышение температуры масла также может иметь место при установке вспомогательных турбонасосов в помещении с высокой темпepaтypoй ввиду недостаточного излучения тепла самими подшипниками. В подобных случаях устраивается охлаждение масла при помощи змеевиков с циркулирующей водой, помещенных в самих подшипниках.
В крупных турбинах применяют исключительно принудительную смазку под давлением.
Турбинное масло должно удовлетворять следующим требованиям:
1) обладать хорошим смазывающим действием;

  1. не давать осадков, сгустков и выделения шлама, забивающих отверстия и трубки и нарушающих циркуляцию масла и работу системы регулирования;
  2. должно быть химически нейтральным, т. е. не должно содержать минеральных кислот или щелочей;
  3. не образовывать налетов на поверхности вкладышей и шеек вала, препятствующих образованию масляной пленки;
  4. быстро отделять воду и не образовывать стойкой эмульсии.

При нагреве масла происходит выделение четких углеводородов, в соприкасание горячего масла с воздухом содействует его окислению.
Образование налетов и порча масла иногда происходят и под действием электрического тока в случае недостаточной изоляции подшипника возбудителя, на что необходимо обратить особое внимание.
Наличие кислот в масле вызывает разъедание металлов и вместе с пылью, окислами и летучей золой содействует образованию шлама. Шлам засоряет маслопроводы и потому представляет большую опасность, в особенности для проточных систем регулирования и подшипников. Твердые частицы летучей золы вызывают постепенный износ шеек валов, баббитовой заливки колодок упорных подшипников, опорных вкладышей, золотников и букс системы регулирования.
Недопустимым является попадание воды или пара в масляную систему из лабиринтовых уплотнений. Попадание воды в масло из маслоохладителей невозможно, так как давление масла в них выше давления охлаждающей воды.
Наличие емкого масляного бака снижает кратность циркуляции масла, а следовательно, дает возможность хорошо отстаиваться маслу.
Для сохранения физических свойств масла необходимо производить систематическую его чистку. Весьма серьезное внимание следует уделять контролю масла при приемке с обязательным проведением испытания масла на окисляемость.
Для описываемой серии турбин должно применяться масло марки «Л» (ГОСТ 32-47). В табл. 27 приводятся данные о свойствах свежих турбинных масел, соответствующих ГОСТ 32-47.

Таблица 27
Показатели свойств свежих турбинных масел