Содержание материала

§ 122. Уплотнения

При ревизии проточной части должны быть внимательно осмотрены уплотнения. Поврежденные сегменты уплотнений заменяются новыми.
Сегменты уплотнительных колец должны допускать легким сдвиг в корпусе в радиальном направлении. Пружинки под сегментами заменяются, если они потеряли упругость.
Проверяется отсутствие ослабления посадки втулок уплотнений, которые должны сидеть на валу с натягом. Плотность проверяется обстукиванием и расшатыванием втулок, а также попытками сдвинуть втулки в осевом направлении на величину зазора между ними.
После укладки ротора в цилиндр производится проверка осевых и радиальных зазоров, требуемая величина которых указана в таблицах приложения 3. После укладки ротора в цилиндр производится тщательный замер зазоров в уплотнениях и в проточной части, причем замеренные величины заносятся в формуляр. Запись зазоров должна быть сделана после сдвига ротора в направлении потока пара в упор на рабочие колодки упорного подшипника и должна быть сопоставлена с паспортом зазоров, составленным при монтаже или при предыдущей ревизии. Такое сопоставление покажет, не произошло ли смещение ротора или прогиб диафрагм.
Наиболее трудоемкая работа по замеру зазоров — это определенно радиальных зазоров в уплотнениях диафрагм, вследствие чего эту работу иногда во время ревизий не проводят. Между тем, эти зазоры имеют значение, так как при больших зазорах увеличивается осевое усилие и срабатывается упорный подшипник, с вытекающими отсюда последствиями.
Последней операцией перед закрытием цилиндра является центровка ротора по муфтам. Необходимо помнить, что при исправлении центровки по муфтам недопустимо большое смещение ротора в расточках для уплотнений. При правильной установке цилиндров во время монтажа, при ревизиях следует ставить ротор концентрично по расточкам для уплотнений и, в случае необходимости, скорее отступать от точности сборки по муфтам, чем рисковать вызвать задевание в уплотнениях из-за значительной передвижки ротора.
В одноцилиндровых турбинах необходимая точность центровки по муфтам может быть достигнута за счет передвижки ротора генератора, допускающего значительно большие перемещения, чем ротор турбины.
Перед закрытием цилиндра горизонтальный стык промазывается специальной мастикой, состоящей из графита на вареном масле (олифе) — см. § 132. Мастика наносится на фланец рукой с тем, чтобы обнаружить и удалить твердые частицы, могущие попасть в мастику вместо с графитом.
Затяжка шпилек производится после разогрева их с помощью болтонагревателя. Методика затяжки шпилек с применением болтонагревателя изложена в § 130.


1 В 1953 г. завод приступил к выпуску турбин с измененной конструкцией корпуса регулятора скорости с одной плоской опорой в корпусе переднего блока.

§ 123. Подшипники. Муфты

Нормальные следы наработки опорных вкладышей (в виде гладкой матовой поверхности) должны распространяться в направлении оси турбины на всю длину вкладыша. не достигая краев его на 5—10 мм. По окружности следы наработки должны быть расположены только на нижней половине, занимая дугу длиной около 100 мм (25—30°). Надо избегать шабровки баббитовой заливки опорных вкладышей, так как для их нормальной работы необходимо, чтобы поверхность баббита была строго цилиндрической, между тем, шабровка может исказить правильную форму вкладыша. Поэтому шабрить вкладыш разрешается только на незначительную величину, если следы наработки захватывают часть опорной поверхности по ее краям. В этом случае следует проверить правильность установки вкладыша в расточке корпуса подшипника.
Проверка износа вкладышей производится скобами (см. фиг. 14), которые после снятия верхней половины вкладыша устанавливаются на нижней половине корпуса подшипника. Сработка баббита может быть определена также по увеличению верхнего зазора вкладыша. Зазор между шейкой вала и шаблоном измеряют щупом и сравнивают с первоначальным зазором, набитым на скобе; при этом необходимо проверить, нет ли набоя в подушках или прокладках под подушками. В случае удовлетворительной работы системы смазки и хорошего состояния поверхности вала н вкладыша образование пленки масла под шейкой обеспечено, и износ вкладышей нс обнаруживается.
Тщательно должны быть осмотрены также колодки упорных подшипников. При безупречной работе колодок на большой части поверхности баббитовой заливки должны быть заметны следы первоначальном шабровки. Следы работы (в виде матовой поверхности) должны занимать не более одной трети поверхности баббита в зоне тонкой части масляного клина по всей высоте колодки. Напряженность работы колодок, выражающаяся в расширении области матовой наработки и в наличии блестящих натиров, указывает иа избыточное осевое усилие, которое в большинстве случаев является результатом повышенных радиальных зазоров в уплотнениях диафрагм.
Необходимо обратить внимание на то. чтобы колодки были поставлены на месте в том порядке, в каком они находились во время работы, для чего на них набиты номера.
Перед закрытием опорно-упорного вкладыша должен быть проверен осевой «разбег» (зазор) между упорным диском и колодками. Для этого рекомендуется точно замерить штихмасом расстояние между торцевыми проточками во вкладыше, в которые устанавливаются кольца с упорными колодками, и затем микрометром — толщину упорного диска, колодок и колец.
По разнице этих величин судят о разбеге упорного диска между колодками и записывают его в формуляр.
При ревизиях турбин часто наблюдают наработку установочных колодок, объясняя ее наличном «обратного» осевого усилия. В действительности причинами такой наработки могут быть следующие:
а) Недостаточный разбег между упорным диском и колодками. В этом случае между упорным диском и рабочими колодками образуется масляный клин, который развивает настолько большое давление, что упорный диск оказывает недопустимое усилие на установочные колодки, которые имеют площадь меньшую, чем рабочие колодки, и потому повреждаются. Работа с недостаточным осевым разбегом приводит также часто к тому, что температура масла в камере установочных колодок выше, чем температура масла в камере рабочих колодок.
6) В случае резкого уменьшения температуры свежего пара при работе турбины ВК-100-2 с большой нагрузкой ротор высокого давления в результате охлаждения быстро сокращается. Вследствие трения между пружинами и зубцами соединительной муфты, между роторами высокого и низкого давления установочные колодки упорного подшипника ротора низкого давления нагружаются тем же усилием, каким нагружаются рабочие колонки упорного подшипника ротора высокого давления. Так как несущая способность для последних больше, то поврежденными могут оказаться установочные колодки упорного подшипника низкого давления.
При производстве ревизии всех элементов масляной системы, омываемых маслом, в том числе корпусов подшипников и вкладышей, запрещается пользоваться для освещения открытым пламенем во избежание вспышки или взрыва масляных паров.
Должны быть приняты тщательные меры к недопущению загрязнения масляной системы во время ревизии. Открытые маслопроводы или каналы для масла в подшипниках и вкладышах должны закрываться на время ревизии деревянными, плотно пригнанными пробками. Обтирочный материал должен иметь подрубленные края.

Гибкие муфты со змеевидной пружиной.

При ревизии следует для чистки раздвинуть кожухи и снять пружины.
Во время работы муфта является своеобразным сепаратором масла. В кожухе муфты собираются шлам и грязь, которые откидываются центробежной силой к периферии кожуха. тогда как чистое масло вытекает из сливных отверстий кожуха, расположенных ближе к оси вращения.
Необходимо, кроме удаления грязи из кожуха, прочистить сливные отверстия и промыть и прочистить подводящие продольные каналы для подачи масла, расположенные в ведущей полумуфте.

§ 124. Маслоохладители. Масляная система

Маслоохладители.

Для проверка плотности трубок необходимо периодически производить гидравлическое испытание маслоохладителей. Давление создают с масляной стороны, причем незначительного его повышения над нормальным достаточно, чтобы найти неисправности.
Если необходимо экстренно включить маслоохладитель в работу, допускается временно заглушить неисправные трубки деревянными коническими пробками; однако при чистой поверхности маслоохладителя число выключенных трубок нс должно превышать 10% от всего числа трубок.
Для возможности быстрого ремонта маслоохладителя рекомендуется иметь в запасе готовый пакет трубок с трубными досками.
Для чистки маслоохладителя с водяной стороны снимают крышку с верхней водяной камеры и крышку лаза на нижней водяной камере, после чего производят механическую или химическую чистку трубок, в зависимости от характера загрязнения. При отложениях органического характера применяется раствор хлорной извести. Накипь удаляется слабым раствором соляном кислоты.
Для чистки маслоохладителя с масляной стороны рекомендуется пакет трубок вынуть и опустить в ванну с кипящим трехпроцентным раствором тринатрийфосфата или трихлорэтилена. В последнее время успешно применяется промывка маслоохладителей дихлорэтаном. После очистки пучка трубок от шлама его надо тщательно промыть горячим конденсатом или горячим маслом.

Масляная система.

Срок службы турбинного масла зависит нс только от качества самого масла или условий его эксплуатации, но и от чистоты маслопроводов. Необходимо иметь в виду, что оставшиеся от отработавшего масла в трубопроводах продукты старения масла ускоряют в значительной степени старение свежего масла.
Необходимость смены масла определяется на основе регулярных анализов масла во время эксплуатации, которые производятся химической лабораторией электростанции.
После спуска масла вся система подвергается тщательному осмотру, особенно в отношении скопления шлама в маслопроводах, маслоохладителях и баках. По возможности вся масляная система, включая подшипники, разбирается. Те части системы» которые нельзя демонтировать, очищаются на месте стальными щетками вручную и промываются горячим маслом или растворителями (бензолом, трихлорэтиленом, бензанолом и т. п.). Перечисленные растворители выделяют ядовитые пары, а бензол весьма огнеопасен, ввиду чего онн требуют осторожного обращения и должны быть тщательно удалены после промывки ими системы.
Во многих случаях, однако, достаточно продуть маслопровод горячим паром.
После первоначальной сборки при монтаже машину пускают на один-три дня, заполнив масляную систему маслом для промывки, которое потом спускается и заменяется свежим.
При ревизиях и капитальных ремонтах промывка заключается в том, что после чистки масляного бака и всей системы маслопроводов непосредственно перед подшипниками между фланцами устанавливаются муслиновые фильтры, чтобы предохранить вкладыши и колодки от оставшейся после чистки в системе грязи. Масляный бак заполняют свежим маслом и включают масляный электронасос на несколько часов, меняя муслиновые фильтры по мерс их загрязнения. Циркуляцию масла прекращают, когда фильтры перестают загрязняться, после чего их удаляют.
Хороший способ промывки масляной системы (после чистки) заключается в прокачке масла через масляную систему в течение нескольких часов помимо вкладышей. Для этого вкладыши поворачивают на 20—30° вокруг оси, чтобы масло попадало вместо вкладыша в пространство за опорной подушкой и сливалось в корпус подшипника. Предварительно перед промывкой от маслопровода должны быть отсоединены трубки подачи масла к подшипникам вала регулятора скорости, чтобы не загнать в них грязь (загрязнение этих подшипников с малыми зазорами приводило к авариям узла регулятора скорости). После промывки системы вкладыши поворачиваются иа место. Преимущество такой промывки состоит в получении больших скоростей масла в системе, содействующих спуску грязи в бак. После промывки следует спустить отстой из нижней точки масляного бака.
Другой способ промывки масляной системы состоит в прокачке масла через временные перемычки от нагнетания на слив, минуя вкладыши. В этом случае грязь, оставшаяся в корпусах подшипников, будет смыта в бак в дальнейшем, когда масло будет пущено через вкладыши.