Муфта масляного насоса.
При разборке масляного насоса, после его отсоединения от переднего блока, снимается муфта, сидящая на ведущем валу с незначительным натягом, порядка 0,05—0,07 мм.
Муфта передает валу насоса вращающий момент с помощью двух шпонок. Для снятия полумуфты ее ступицу необходимо слегка разогреть.
Конец вала под муфтой не должен носить никаких следов износа или наработки. То же самое относится и к шпонкам между валом и муфтой. Если следы наработки имеются, то это свидетельствует о недостаточном натяге в посадке муфты на вал. В этом случае шпонки подлежат замене на новые и при сборке после ревизии насоса натяг между втулкой муфты и валом должен быть восстановлен до указанной выше величины (путем замены муфты, хромировки поверхности вада и т. п.).
Если насос снабжен муфтой пальцевого типа, то следует снять пальцы, проверить их состояние и при необходимости сменить латунные втулки с внешней нарезкой, которые надеты на пальцы.
Если насос снабжен упругой муфтой с пружинами пластинчатого типа, то следует обратить внимание на то, чтобы следы легкой наработки имелись на концах всех пружин и чтобы соответствующие следы были на рабочей стороне пазов коронки в той части муфты, которая надевается на вал редуктора. Если это не имеет места, то обе части муфты должны быть надеты на общую круглую оправу с двумя различными диаметрами, имитирующую оба вала, с тем, чтобы обе части муфты оказались собранными соосно. Затем производится проверка одновременности касания всех пакетов плоских пружин с рабочими поверхностями пазов в коронке ведущей части муфты. В случае необходимости производится опиловка рабочих поверхностей пазов до тех пор, пока не будет достигнуто одновременное участие в работе всех пакетов пружин.
Если же при сборке обеих половин муфты на оправке будет установлена одновременность касания всех пакетов пружин и пазов коронки, но имеются следы наработки в пазах или на пружинах, то это свидетельствует о неудовлетворительной центровке насоса и редуктора, и необходимые исправления в центровку должны быть внесены при повторной установке насоса на место.
К центровке насоса, при наличии муфты с пластинчатыми пружинами, предъявляются повышенные требования, так как опыт эксплуатации этих муфт показал, что неудовлетворительная центровка вызывает поломку плоских пружин. Несовпадение осей насоса и редуктора при центровке не должно превосходить 0,05 мм. Пpи проверке состояния муфты с пластинчатыми пружинами должно быть обращено внимание на состояние двух предохранительных шпонок между ведущей и ведомой частями муфты.
Шпонки должны сидеть плотно в своих пазах. Зазор по обе стороны шпонок при касании пружинами рабочей стороны пазов в коронке ведущей части муфты должен составлять +-0,25 мм.
Во время ревизии муфты все пружины должны быть вынуты из пазов и осмотрены для выявления трещин. При установке новых пружин действительны указания, сделанные ранее применительно к плоским пружинам между зубчатым ободом и ступицей ведомой шестерни редуктора.
В настоящее время завод применяет более совершенный тип гибкой муфты между масляным насосом и редуктором — муфту со змеевидной пружиной (см. фиг. 21).
Для разборки этой муфты необходимо предварительно снять крышку переднего блока, разобрать корпус муфты и вынуть пружины, не снимая масляного насоса. Разборка корпуса муфты требует снятия болтов двух вертикальных стыков между цилиндрической частью корпуса, состоящего из двух половин, и его обеими торцевыми крышками.
После этого торцевая крышка со стороны насоса отодвигается вплотную к насосу и вслед за ней, также в сторону к насосу, отодвигаются обе половины корпуса, которые выходят из замка в торцевой крышке со стороны редуктора. После этого цилиндрическая часть корпуса удаляется, и можно вынуть пружину, состоящую из четырех секторов, вставленных между зубцами обеих половин муфты.
При ревизии этой муфты следует обратить внимание на характер наработки зубцов и пружин, которая должна быть очень незначительной. Проверяется чистота маслоподводящих отверстий малого диаметра, имеющихся в полумуфте, надетой на вал насоса.
Торцевая крышка корпуса муфты со стороны насоса имеет предохранительный замок в виде четырех зубцов, входящих во впадины на втулке муфты. Когда муфта собрана, то по обе стороны зубцов замка должны быть зазоры около 3 мм. При повороте ведущей половины муфты в направлении вращения валов при вынутых пружинах все зубцы предохранительного замка должны касаться боковых сторон впадин во втулке муфты одновременно. В практике эксплуатации за последние годы было отмечено несколько случаев поломки змеевидных пружин муфты масляного насоса. Причина этих поломок заключается в том, что твердость пружин была чрезмерно велика. После отпуска твердость пружин не должна превышать 350— 400 единиц по Бринелю. (При указанной твердости обычный напильник оставляет следы иа пружине.)
Зубчатый масляный насос.
Сняв крышку насоса, вынимают одновременно все три его шестерни, заметив предварительно их взаимное положение по меткам, выбитым на торцах зубцов.
Посредством внешнего осмотра зубцов устанавливается состояние шестерен, причем если у основания зубцов наблюдаются разрушения кавитационного характера, ослабляющие прочность их или прочность втулки шестерни (особенно в том месте впадины, где проходит шпоночный паз), то шестерни должны быть заменены запасными.
Вынув стопорные винты гаек, фиксирующих шестерни на валах в осевом направлении, отворачивают гайки и снимают шестерни для освидетельствования состояния шпонок.
Стопорные винты должны крепить гайки к валу (а не к шестерне), причем как гайки, так и стопорные винты должны быть утоплены по отношению к торцевым поверхностям шестерен и надежно зачеканены с тем, чтобы при работе насоса они не задевали за его корпус и ни при каких обстоятельствах не могли вывернуться.
Если шпонки между шестернями и валом имеют следы наработки, то они подлежат замене. При сборке насоса после ревизии при заворачивании гаек на вал перед их застопориванием следует убедиться, что ведомые шестерни не зажаты и могут слегка провернуться для правильного спаривания с ведущими шестернями.
Осмотр корпуса производится с целью обнаружения кавитационных разрушений. Они могут иметь место на торцах против ведущей шестерни. Если они обнаружены, следует проделать в корпусе небольшую канавку, соединяющую зону, поврежденную кавитацией, с камерой нагнетания насоса.
Втулки валов шестерен осматриваются без выпрессовки из корпуса. Втулки имеют две продольные канавки для подвода смазки. Они не должны носить следов «натягивания» баббита. Если зазор между втулками и валами лежит в пределах от 0,1 до 0,15 мм, то, как правило, состояние втулок при осмотре оказывается хорошим. Зазоры большие и меньшие одинаково неблагоприятны для работы опор.
Зазоры в зацеплении и между шестернями и корпусом указаны в приложении 3.
Винтовые насосы.
Сняв крышку насоса, до выемки винтов из корпуса, следует убедиться в наличии меток, указывающих взаимное положение винтов между собой и относительно корпуса насоса. Если такие метки не будут обнаружены, то их следует нанести на поверхностях, не участвующих в трении. То же самое относится к подпятникам ведомых винтов.
После выемки винтов насоса следует обратить внимание на следы наработки на их рабочих поверхностях. Местные следы наработки могут быть следствием неточностей профиля или же результатом попадания твердых частиц вместе с маслом. Местные следы наработки зачищаются натфилем с последующей зашлифовкой тонким оселком.
Необходимо также убедиться в нормальной работе подпятников, воспринимающих осевое усилие винтов. Следы наработки, распределенные не по всей окружности подпятника ведущего винта, свидетельствуют о неперпендикулярности торцевой поверхности подпятника оси ведущего винта. Этот дефект должен быть исправлен путем шабровки наработанного места с последующей проверкой прилегания пяты ведущего винта к подпятнику по краске и по следам наработки.
Если во время эксплуатации насоса наблюдался повышенный нагрев подпятников, обнаруживаемый прикосновением руки к передней торцевой крышке корпуса насоса, то следует во время ревизии несколько увеличить радиальный зазор между пятами винтов и подпятниками, доведя его до 0,15—0,2 мм на диаметр для ведущего винта и до 0,12—0,17 мм для ведомых винтов.
Следует также проверить состояние баббитовой заливки расточек под винты в корпусе насоса. При наличии следов попадания с маслом твердых частиц или местных следов наработки баббита можно произвести зачистку шабером соответствующих мест, не распространяя шабровку на большую поверхность, чем это вызывается необходимостью, с тем чтобы не изменить радиального зазора между винтами и корпусом.
При обнаружении следов от попадания твердых частиц с маслом надлежит принять все меры к уплотнению масляной системы, к ее тщательной очистке и промывке.
Сборка винтового масляного насоса, особенно первой конструкции, которая отличается тем, что крышка насоса имеет внешнее фланцевое соединение, выступающее из переднего блока, требует особой тщательности, чтобы исключить протечку масла через это соединение во время работы турбины.
Если в период эксплуатации насоса наблюдалась течь масла через фланцевое соединение или по шпилькам, то необходимо во время ревизии тщательно пришабрить поверхности фланцев крышки и корпуса и собранный без винтов насос опрессовать маслом при давлении 20 кГ/см2 для проверки плотности фланцевого соединения.
После подготовки деталей насоса к сборке (после тщательной промывки, протирки, продувки чистым воздухом, обмера и заполнения формуляров) в корпус насоса одновременно опускаются (в вертикальном положении насоса) все три винта, причем надлежит следить за тем, чтобы не была повреждена баббитовая заливка корпуса.
Рекомендуется также и нижеследующий способ поочередной разборки и сборки винтов, который имеет то преимущество, что можно выяснить состояние винтов, не снимая насоса с переднего блока.
Открывают передний торцевой лючок корпуса насоса и удаляют подпятники ведомых винтов, затем снимают с помощью съемника, представляющего собой захват с нажимным болтом, кольцевую пяту ведущего винта, сидящую с незначительным натягом и связанную с концевой частью винта шпонкой. После этого можно, вращая, вынуть из корпуса насоса оба ведомых винта, что дает возможность с помощью зеркальца и небольшой переносной лампы осмотреть внутреннюю расточку насоса и состояние винтов.
Передний торцевой лючок насоса ставится на бумажной прокладке, промазанной тонким слоем шеллака или бакелитового лака. То же относится к фланцу крышки корпуса насоса, причем категорически запрещается применение в качестве прокладочного материала бумаги или картона с толщиной, превышающей 0,25 мм.
Закрывать корпус насоса первоначальной конструкции следует при горизонтальном положении фланца. Важно убедиться в чистоте отверстия 3 мм для отвода газов и воздуха из верхней части внутренней полости насоса и в наличии соответствующего этому отверстию выреза в бумажной прокладке.
Во время обтяжки крепления крышки насоса следует для достижения большей плотности поставить семь временных болтов в свободные отверстия, которыми насос крепится к переднему блоку. Затяжку гаек разъема рекомендуется производить от середины к краям, т. е. начиная от вертикальной оси крышки. По окончании обтяжки крышки проверяются величина осевого разбега ведущего винта и легкость вращения винтов от руки.
Гайки болтов и шпилек, крепящих как крышку, так и насос к корпусу переднего блока, должны быть колпачковыми. После закрепления масляного насоса на корпусе переднего блока надлежит еще раз проверить затяжку гаек, помня, что фланцевое соединение крышки и корпуса должно быть абсолютно плотным.
Корпус винтового насоса, выпускаемого заводом с 1950 г., имеет крышку, входящую внутрь корпуса переднего подшипника. При установке этой крышки необходимо обратить внимание на надежное законтривание гаек, крепящих эту крышку.
Уплотнительные поверхности фланцев всасывающего и нагнетательного патрубков корпуса насоса выполняются заводом плоскими, без уплотняющих буртов. Такую же поверхность должны иметь примыкающие к этим фланцам поверхности стальных фланцев маслопроводов. Прокладка из бумаги толщиной ле более 0,25 мм между этими фланцами должна быть вырублена по наружному диаметру соединения (с отверстиями под болты). Это исключает появление значительных изгибающих напряжений во фланцах чугунного корпуса насоса при затяжке болтов соединения.
Винтовой насос должен работать бесшумно. Если при его работе прослушивается треск и толчки, то это обычно является следствием наличия в масле воздушных пузырьков или присоса воздуха через неплотности во всасывающем маслопроводе. Он должен быть абсолютно плотен, так как присос воздуха недопустим для нормальной работы насоса и системы регулирования.
Повышенный шум при работе винтового насоса может быть также следствием усиленного пенообразования в масляном баке. Если это имеет место, надо принять меры к уменьшению образования пены, а именно:
а) выяснить по наблюдению за маслом через смотровые окна в сливных маслопроводах корпусов подшипников, какой из подшипников дает наиболее насыщенное воздухом масло;
б) проверить по температурам масла на входе в сливе из подшипников, можно ли сократить поступление масла на подшипник, образующий пену. В случае возможности — уменьшить диаметр диафрагмы на подводе масла к этому подшипнику, однако не более чем до достижения перепада температуры в 15° между сливом и подачей масла;
в) устроить вытяжку масляных паров и воздуха из масляного бака, присоединив к верхней точке бака воздушный вентилятор (эксгаустер) и создав в баке разрежение порядка 50—100 мм вод. ст.
Для удобства ремонта баббитовой заливки винтовых насосов завод перешел на выпуск насосов со вставным сердечником (фиг. 39). При установке сердечника в корпус не допускается наличие натяга между ними, так как это вызывает после запрессовки сердечника уменьшение радиальных зазоров между винтами и расточками для них.
Необходимо обратить внимание на плотность посадки штифта, предотвращающего проворачивание сердечника.