Глава тридцать первая
ПРОКЛАДОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
§ 131. Прокладки и уплотнение масляной системы
Между фланцами маслопроводов ставятся прокладки из плотной бумаги или картона толщиной 0.2—0,5 мм, смазанные растворенным шеллаком, бакелитовым лаком или, в крайнем случае, турбинным маслом.
Прокладки в корпусах главных червячновинтовых или зубчатых насосов делаются из плотной бумаги толщиной 0,20—0,25 мм, смазанной растворенным шеллаком или бакелитовым лаком. Эта толщина прокладки дает в зубчатых насосах правильный осевой зазор между зубчатыми шестернями и корпусом насоса.
Важно, чтобы этот зазор в зубчатых насосах был выдержан при повторных сборках, так как чрезмерный зазор влечет за собой уменьшение давления масла, а слишком малый зазор может привести к зажатию шестерни насоса и его поломке.
Во фланцевых соединениях корпусов золотников и сервомоторов также прокладывается прошеллаченная бумага толщиной 0,1—0,2 мм или поверхности соединяемых частей смазываются тонким слоем шеллака.
Стыки крышек подшипников и заточки маслозащитных колец промазываются шеллаком.
§ 132. Уплотнение фланцев цилиндров
Горизонтальный стык цилиндров ставится на мастике, состоящей из мелкого графитного порошка на вареном масле высшего качества и по консистенции соответствующей густым сливкам. Слой мастики наносится на поверхность фланца нижней половины цилиндра толщиной 0,2—0,5 мм. До изготовления мастики масло следует медленно проварить на небольшом огне до тех пор, пока оно не станет тягучим и липким, а погруженная в него лучина начнет обугливаться.
В результате длительной эксплуатации корпус цилиндра иногда коробится и обнаруживается нарушение плотности в стыке. В подобном случае необходимо тщательно очистить шабером поверхности разъема и после опускания крышки определить щупами наличие и расположение зазоров в стыке.
В случае сильного коробления может потребоваться припиловка и пригонка путем шабровки смежных поверхностей фланцев цилиндра. При сильном местном короблении для достижения плотного соединения между фланцами можно проложить отожженную медную тонкую сетку, которую располагают по всей ширине фланца и ударами молотка сводят на нет в части, наиболее удаленной от щели. Сетка накладывается на фланец после нанесения слоя графитовой мастики.
§ 134. Уплотнение стыков конденсатора и подогревателей низкого давления
Крышки и фланцевые соединения водяных камер конденсатора уплотняются при помощи резиновой полосы прямоугольного сечения (см. фиг. 105). Люки крышек водяных камер ставятся на прокладках из резины с парусиной.
Стыки отдельных частей корпуса, трубные доски и водяные камеры подогревателей низкого давления ставятся на мастике из свинцовых белил и сурика.
Мастика для промазывания стыка изготовляется по следующему рецепту: 10 кг свинцовых белил смешиваются с вареным льняным маслом до консистенции пасты, после чего добавляется столько сурика (6—8 кг), чтобы смесь перестала прилипать к пальцам.
§ 135. Покрытия против прикипания и трения
Диафрагмы.
Поверхности расточек цилиндра и обойм для диафрагм и обод каждой диафрагмы перед ее установкой на место протираются серебристым чешуйчатым графитом, чтобы предохранить диафрагмы от прикипания.
Шпильки и болты.
Нарезка шпилек и болтов для фланцев турбины и паропроводов. подверженных действию высокой температуры, протирается графитом, чтобы облегчить удаление гаек после длительного периода работы.
Фундаментные рамы, шпонки и подшипники.
Поверхности фундаментных рам. служащих опорами цилиндров и корпусов подшипников, протираются серебристым чешуйчатым графитом.
Шпонки и шпоночные канавки цилиндров, корпусов подшипников и фундаментных рам и болты соединительных муфт протираются ртутной мазью следующего состава: 30% ртути, 5% коровьего сала, 65% свиного сала и графитного порошка в объеме, равном объему всего остального.