Содержание материала

Клоков Б. К.
Обмотчик электрических машин: Учебник для СПТУ. - 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Высшая шк., 1987.  
В учебнике рассмотрена технология обмоточных и изолировочных работ, выполняемых при производстве и ремонте электрических машин.
Во 2-м издании (1-е — 1982 г.) обновлен материал в связи с изменениями, происшедшими в оборудовании электромашиностроительных заводов; более подробно даны сведения об обмотках машин малой мощности (однофазных двигателей).

Предисловие

Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года определяют необходимость широкой электрификации, которая является основой ускорения технического прогресса развития промышленности и сельского хозяйства. Только всестороннее развитие электрификации дает возможность полностью механизировать производство, внедрить автоматику и увеличить производительность труда. В осуществлении этой задачи важная роль принадлежит электромашиностроению.
Электрические машины очень разнообразны и широко распространены и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и на транспорте. Конструкция электрических машин определяется типом, мощностью, назначением, условием их эксплуатации и многими другими факторами: есть двигатели, вращающиеся с частотой в несколько десятков и даже сотен тысяч оборотов в минуту, и двигатели, которые делают один-два оборота в сутки. Различные электрические машины работают на космических станциях, в глубоких шахтах и под водой.
Широкое распространение электрических машин объясняется простотой передачи электроэнергии на большие расстояния и удобством ее использования. От тепловых, гидравлических или атомных электростанций, на которых расположены генераторы, электроэнергия по линиям электропередачи передается на тысячи километров до места ее потребления — городов, заводов, шахт, железнодорожных магистралей. Основные потребители электроэнергии — электродвигатели — просты и надежны в работе, имеют более высокий коэффициент полезного действия, чем любые другие современные двигатели, могут быть легко установлены в нужном месте и работают, совершенно не загрязняя окружающую среду: без дыма, выделения газов и вредных выхлопов, как, например, двигатели внутреннего сгорания. Поэтому в планах развития народного хозяйства всегда предусматривается опережающий другие отрасли рост выработки электроэнергии и производства электрических двигателей.
Электрические двигатели приводят в движение практически все промышленные механизмы, начиная от мощнейших прокатных станов до мелких приборов, служащих для контроля и управления процессами производства.

Их работа во многом определяет надежность автоматических линий, различных манипуляторов и промышленных роботов.
В решениях XXVII съезда КПСС главное внимание уделено ускорению научно-технического прогресса и повышению производительности труда; при этих условиях особое значение приобретает повышение качества и надежности электрических машин.
Основной причиной преждевременного выхода из строя двигателей и генераторов являются различные неисправности их обмоток. Поэтому увеличение надежности электрических машин в большой степени зависит от соблюдения правильной технологии обмоточных работ и от квалификации обмотчиков.
В настоящем учебнике, предназначенном для обучения обмотчиков электрических машин, изложены основные вопросы технологии изготовления и укладки обмоток машин общего назначения, т. е. двигателей и генераторов, предназначенных для работы на промышленных предприятиях и электростанциях от сетей с частотой 50 Гц или от сетей постоянного тока.
Автор

Введение

Эта книга — о технологии изготовления и укладки обмоток электрических машин, о схемах обмоток, их испытаниях и ремонте. Изготовляют и укладывают обмотку в машину обмотчики электрических машин. От их квалификации во многом зависят качество выполненных обмоточных работ и качество самой электрической машины, выпущенной заводом. Это происходит потому, что обмотка — самая уязвимая часть электрической машины. Ее изоляция делается из материалов, которые имеют большую электрическую прочность, но значительно меньшую механическую прочность, чем остальные части машины; она может длительно работать только при температурах, не превышающих 130—150°С. Поэтому она повреждается чаще, чем все остальные детали, и повреждение изоляции обмотки неминуемо приводит к быстрому выходу из строя всей электрической машины.
Раньше почти все операции по изготовлению и укладке обмотки выполнялись обмотчиками вручную. Теперь многие из них механизированы. Это еще более повысило требования к квалификации обмотчиков. Они должны не только уметь самостоятельно изготовить и уложить обмотку в машины различных типов, но и знать их принцип действия и уметь работать на различных станках.
Чтобы стать квалифицированным обмотчиком, мало уметь даже хорошо выполнять отдельные операции по изготовлению обмотки, нужно знать технологию всех обмоточно-изолировочных работ, так как каждая операция является частью всего технологического процесса изготовления электрической машины. От качественного выполнения даже самой мелкой операции зависит надежность работы электрической машины.
В этом учебнике, который вы начинаете изучать, изложены лишь основные вопросы технологии обмоточно-изоляционных работ. Их надо знать и, главное, понимать, для чего выполняются те или иные операции и какое значение они имеют во всем процессе изготовления и укладки обмоток.
Для выполнения конкретных работ на практических занятиях и в цехах завода сведений, которые есть в этом учебнике, вам часто не будет хватать. Это объясняется тем, что технология выполнения тех или иных операций разрабатывается с учетом специфических особенностей конкретных видов машин и условий их производства. Поэтому помимо учебника нужно изучать техническую документацию, производственные инструкции и конкретные приемы выполнения работы квалифицированными рабочими — передовиками производства.