ГЛАВА XVI
РЕМОНТ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
§ 81. ВИДЫ И СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ РЕМОНТОВ
Электрические машины рассчитываются на длительный срок эксплуатации. Однако не все двигатели и генераторы выдерживают этот срок, некоторые из них выходят из строя значительно раньше. Нарушение работоспособности электрических машин называют отказом. Все отказы в зависимости от причин, которые их вызвали; разделяют на электрические и механические.
К электрическим относят отказы, вызванные ухудшением электрических свойств или повреждением изоляции, ухудшением состояния контактов в соединениях внутри машины, повышенным искрением на коллекторе, а также повреждением изоляции между листами шихтованного магнитопровода. Среди отказов, вызванных механическими причинами, наиболее часто встречаются отказы, происшедшие в связи с выходом из строя подшипников, чрезмерным износом щеток и коллектора или контактных колец, деформаций вала, ослаблением запрессовки листов магнитопровода, а также из-за засорения внутренних вентиляционных каналов или повреждения вентиляторов, в связи с чем температура обмотки превышает установленные для нее пределы.
Чрезмерное повышение температуры обмотки может быть также вызвано неправильной эксплуатацией двигателей с частыми и длительными перегрузками или в режимах, не соответствующих паспортным, например, при эксплуатации двигателя, рассчитанного на повторно-кратковременную работу, в длительном режиме с номинальной нагрузкой.
Очень часто отказы, вызванные механическими причинами, переходят в электрические, например повышение нагрева обмотки из-за плохого ее охлаждения приводит к быстрому старению изоляции, уменьшению ее электрической прочности и в конце концов к замыканию обмотки на корпус или между фазами.
Большая часть отказов электрических машин может быть предотвращена правильной организацией системы планово-предупредительного ремонта (ППР). Эта система заключается в проведении планомерных периодических осмотров и ремонтов установленного электрооборудования. Вывод в ремонт электрической машины. в заранее установленные сроки всегда сокращает вынужденные простои оборудования, так как сроки ее ремонта согласовываются со сроками ремонта или переналадки оборудования, работа которого зависит от ремонтируемой электрической машины.
По объему выполняемых работ различают текущий и капитальный ремонты электрических машин.
Крупные электрические машины во время текущих ремонтов обычно разбирают частично или полностью. Осматривают лобовые части обмоток, проверяют состояние их изоляции и креплений; состояние бандажей якорей машин постоянного тока и фазных роторов асинхронных двигателей, плотность запрессовки стали шихтованных магнитопроводов, прочность посадки пазовых клиньев обмотки. Мелкие неисправности, обнаруженные во время осмотра, исправляют. Если обнаружен дефект, который не может быть исправлен за время, отведенное на текущий ремонт, и в то же время эта неисправность позволяет эксплуатировать машину еще какое-то время без угрозы аварийной остановки, назначается срок проведения ремонта, согласованный с планом ремонтных работ предприятия.
Капитальный ремонт электрических машин в большинстве случаев связан с полной заменой обмоток, ремонтом коллектора, контактных колец, подшипников, станины и других деталей. Во время капитального ремонта при разборке машины оценивается состояние и пригодность к дальнейшей работе каждой ее детали. Ремонт проводится комплексно, с тем чтобы в капитально отремонтированной машине не оставалось слабых мест, так как это может привести к необходимости повторных ремонтов.
Капитальный и текущий ремонты чередуются: после начала эксплуатации новой машины до ее первого капитального ремонта или между двумя капитальными ремонтами проводят один или несколько текущих. Время, прошедшее между выпуском машины с завода-изготовителя и первым капитальным ремонтом или между двумя капитальными ремонтами, называют ремонтным циклом, а время между двумя очередными ремонтами — между двумя текущими или между текущим и капитальным — межремонтным периодом. Количество текущих ремонтов в одном ремонтном цикле может быть различно. Чем чаще они проводятся, т. е. чем меньше межремонтный период, тем больше возможности своевременно выявить и исправить какой-либо дефект, пока он аде не привел к серьезной неисправности машины. Это позволяет увеличить ремонтный цикл и отодвинуть сроки проведения капитального ремонта, стоимость которого много больше, чем текущих.
Текущий ремонт электрических машин, как правило, проводят на месте их установки, капитальный ремонт машин малой и средней мощности — в электроремонтных цехах, организованных на крупных предприятиях, или на специализированных электроремонтных заводах. Капитальный ремонт крупных электрических машин мощностью больше нескольких сотен или тысяч киловатт из-за сложности и большой стоимости транспортировки проводят на месте их установки. Для этой цели в цехе завода, где установлен ремонтируемый двигатель, или в машинном зале электростанции, где размещается генератор, организуют ремонтные площадки, оснащенные всем необходимым для ремонта оборудованием.
Ремонт различных частей электрической машины имеет свои особенности и выполняется рабочими разных профессий. Обмотчики в большинстве случаев выполняют ремонт только обмоток, хотя иногда им приходится выполнять и слесарные работы, связанные, например, с ремонтом коллектора, контактных колец, активной стали.
Ремонт обмоток по технологии и объему работ резко разделяется на частичный и капитальный. При частичном ремонте устраняются мелкие неисправности обмотки. При капитальном ремонте полностью заменяется вся обмотка статора или ротора или обе обмотки.