Содержание материала

Сложность крепления обмоток возрастает с увеличением их массы, диаметра, на котором они располагаются, и частоты вращения якоря или ротора. В наиболее крупных электрических машинах — турбогенераторах, вращающихся с частотой 3000 об/мин, диаметр ротора достигает одного метра. В таких машинах для крепления пазовой части обмотки возбуждения, на роторе, применяют клинья из дюралюминия марки Д16, обладающего большой механической прочностью.
Заклиновку производят с помощью пневматических устройств, имеющих вертикальные прессы для опрессовки обмотки в пазу и горизонтальные толкатели для продвижения клиньев вдоль паза. Первыми устанавливают в пазы средние клинья — на середину  ротора. Обмотку на участке размещения первых клиньев опрессовывают вертикальными прессами и укладывают на нее прокладки из стеклотекстолита.

Рис. 159. Бандажное кольцо ротора турбогенератора
Клинья, предварительно охлажденные в ванне с жидким азотом, вставляют в пазы с торца ротора и продвигают на место горизонтальными толкателями. После этого вертикальные прессы сдвигают вдоль ротора на длину одного клина и в том же порядке устанавливают следующие клинья.

Лобовые части обмотки ротора крепят массивными бандажными кольцами, изготовленными из высокопрочной немагнитной стали (рис. 159). Бандажные кольца 2 обычно имеют два места посадки: их насаживают на ротор 1 и на центрирующее кольцо 4, нагревая до 150—230ОС (температура зависит от типа ротора и размеров кольца).
Бандажные кольца крупных турбогенераторов — наиболее напряженные, в механическом отношении детали, так как во. время работы машины на них действуют большие центробежные силы от массы лобовых частей 3 обмотки ротора и собственной массы колец.
Изготовлению бандажных колец и их установке на ротор уделяется много внимания. При перекосах бандажных колец во время насадки, ударах или чрезмерных нагрузках происходят местные концентрации напряжений в металле кольца, что может вызвать его разрушение во время работы и привести к повреждению генератора.
Наиболее прогрессивным способом установки бандажных колец является нагрев индукционным методом предварительно насаженного (не до конца) на лобовые части и отцентрированного кольца и последующая напрессовка на посадочные поверхности с заданным натягом с помощью горизонтального гидравлического пресса, создающего равномерное давление по всему торцу кольца.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Зачем наматывают бандажи на лобовые части обмотки якоря?
  2. Как закрепляют проволоку после намотки бандажа?
  3. Расскажите, в какой последовательности наматываются бандажи из стеклоленты. Какая стеклолента применяется для намотки бандажей?
  4. Как работает механизм натяжения стеклоленты при намотке бандажа?
  5. Какое оборудование необходимо для проточки коллектора?
  6. Зачем продороживают коллектор?
  7. Почему в станках для продороживания необходима корректировка угла поворота коллектора?
  8. Как крепятся лобовые части обмотки роторов турбогенераторов?