Сложность крепления обмоток возрастает с увеличением их массы, диаметра, на котором они располагаются, и частоты вращения якоря или ротора. В наиболее крупных электрических машинах — турбогенераторах, вращающихся с частотой 3000 об/мин, диаметр ротора достигает одного метра. В таких машинах для крепления пазовой части обмотки возбуждения, на роторе, применяют клинья из дюралюминия марки Д16, обладающего большой механической прочностью.
Заклиновку производят с помощью пневматических устройств, имеющих вертикальные прессы для опрессовки обмотки в пазу и горизонтальные толкатели для продвижения клиньев вдоль паза. Первыми устанавливают в пазы средние клинья — на середину ротора. Обмотку на участке размещения первых клиньев опрессовывают вертикальными прессами и укладывают на нее прокладки из стеклотекстолита.
Рис. 159. Бандажное кольцо ротора турбогенератора
Клинья, предварительно охлажденные в ванне с жидким азотом, вставляют в пазы с торца ротора и продвигают на место горизонтальными толкателями. После этого вертикальные прессы сдвигают вдоль ротора на длину одного клина и в том же порядке устанавливают следующие клинья.
Лобовые части обмотки ротора крепят массивными бандажными кольцами, изготовленными из высокопрочной немагнитной стали (рис. 159). Бандажные кольца 2 обычно имеют два места посадки: их насаживают на ротор 1 и на центрирующее кольцо 4, нагревая до 150—230ОС (температура зависит от типа ротора и размеров кольца).
Бандажные кольца крупных турбогенераторов — наиболее напряженные, в механическом отношении детали, так как во. время работы машины на них действуют большие центробежные силы от массы лобовых частей 3 обмотки ротора и собственной массы колец.
Изготовлению бандажных колец и их установке на ротор уделяется много внимания. При перекосах бандажных колец во время насадки, ударах или чрезмерных нагрузках происходят местные концентрации напряжений в металле кольца, что может вызвать его разрушение во время работы и привести к повреждению генератора.
Наиболее прогрессивным способом установки бандажных колец является нагрев индукционным методом предварительно насаженного (не до конца) на лобовые части и отцентрированного кольца и последующая напрессовка на посадочные поверхности с заданным натягом с помощью горизонтального гидравлического пресса, создающего равномерное давление по всему торцу кольца.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Зачем наматывают бандажи на лобовые части обмотки якоря?
- Как закрепляют проволоку после намотки бандажа?
- Расскажите, в какой последовательности наматываются бандажи из стеклоленты. Какая стеклолента применяется для намотки бандажей?
- Как работает механизм натяжения стеклоленты при намотке бандажа?
- Какое оборудование необходимо для проточки коллектора?
- Зачем продороживают коллектор?
- Почему в станках для продороживания необходима корректировка угла поворота коллектора?
- Как крепятся лобовые части обмотки роторов турбогенераторов?