Стержни волновых обмоток фазных роторов асинхронных двигателей делают из медных неизолированных проводов большого речения. Их устанавливают в полузакрытые или закрытые пазы, вдвигая с торца ротора. Поэтому при изготовлении стержней изгибают только одну их лобовую часть. Вторая лобовая часть выгибается после установки стержней в пазы. Изгиб первой лобовой части в двух местах (при переходе от прямолинейной части стержня к лобовой и отгиб конца стержня) производят на гибочных станках с ручным или пневматическим приводом. Перед изгибанием концы стержней .лудят, опуская в ванну с расплавленным припоем.
Пневматический станок для изгибания роторных стержней (рис. 108) имеет два пневматических цилиндра с вертикальным 1 и горизонтальным 10 ходом поршня. Прямую заготовку стержня 8 устанавливают в паз, образованный двумя сменными накладками 6 и 9 матрицы. Пуансон 2, приводимый в движение поршнем вертикального цилиндра, опускается и выгибает лобовую часть стержня на ребро, прижимая ее к поверхности матрицы. После этого сжатый воздух подается в горизонтальный цилиндр, поршень которого соединен с зубчатой рейкой 4. Рейка, перемещаясь, поворачивает зубчатое колесо 5 и коромысло 3. Коромысло, в свою очередь, упираясь шипами в рычаги 11 и 7, поворачивает их и изгибает лобовую часть и выводной конец стержня. После снятия давления оба поршня возвращаются в исходное положение и стержень освобождается. Угол отгиба лобовой части регулируется величиной хода зубчатой рейки.
Рис. 108. Пневматический станок для изгибания лобовых частей стержней обмотки ротора
Для изменения длины лобовой части стержня устанавливают накладки. После изгибания лобовой части стержни передают на изолированный участок.
Пазовая изоляция стержней роторов выполняется гильзовой, а лобовая — непрерывной. Для гильзовой изоляции применяют микафолий или слюдопластофолий (класс нагревостойкости В) или синтофолий (классы нагревостойкости F и Н). Заготовку изоляции вырезают по форме трапеции, одно основание которой на 10—15 мм больше другого. Ширина заготовки зависит от того, сколько раз должна быть обернута изоляция вокруг стержня. Толщина пазовой изоляции обмотки определяется напряжением на контактных кольцах ротора. Поэтому точное число слоев заготовки изоляции пазовой части стержня указывается в технологической карте. Обычно в машинах с низким напряжением на контактных кольцах делают 3—4 оборота, при напряжениях выше 1200 В изоляцию обертывают вокруг стержня 9—10 раз.
Заготовку изоляции расстилают на плите и подогревают, при этом лак размягчается и изоляция становится гибкой. Стержень прижимают к заготовке изоляции и обертывают нужное число раз, поворачивая за отогнутую лобовую часть. Кромки изоляции образуют конические поверхности, на которые в дальнейшем будут заходить витки непрерывной изоляции лобовых частей.
После обертывания изоляцию пазовой . части уплотняют, обкатывая в горячих утюгах на обкаточных станках (рис. 109). Пазовую часть стержня 2 помещают в углубление фасонного утюга 3 с электрическим подогревом и прижимают сверху утюгом У, который может совершать вертикальные колебательные движения, все время поджимая стержень к нижнему утюгу.
Отогнутая лобовая часть стержня зацепляется выступом планшайбы 4, которая приводится во вращение от электродвигателя 5 через систему понижающих частоту вращения передач 6. При включении станка планшайба вращает стержень и изоляция пазовой части плотно укатывается. После обкатки пазовая изоляция опрессовывается в прессах с подогревом (рис. 95). В прессах происходит опрессовка и запечка гильзовой изоляции, в результате чего она приобретает высокую монолитность, механическую и электрическую прочность и влагостойкость.
Лобовые части стержней изолируют после опрессовки и выпечки пазовой изоляции. Изоляция из ленточного материала накладывается вполнахлеста на обе — изогнутую и прямую — лобовые части стержня. Эта работа выполняется вручную. Особое внимание следует уделять местам стыка пазовой (гильзовой) и лобовой (непрерывной) изоляции. Слои непрерывной изоляции должны плотно заходить на конусную часть гильзы, но утолщение, общего слоя изоляции в этих местах недопустимо, так как неизогнутая лобовая часть стержня в процессе укладки должна проходить внутри паза вдоль всего ротора.