Содержание материала

Полюсные катушки роторов крупных синхронных гидрогенераторов изготовляют из медных неизолированных шин гибкой на ребро. Технология их изготовления несколько отличается от рассмотренной в § 65 из-за большей массы меди каждой катушки и ее размеров. Масса катушки полюса крупного гидрогенератора достигает 500—600 кг, а масса одной бухты шинной меди, поставляемой заводу, обычно не превышает 60—85 кг, поэтому каждую катушку наматывают из нескольких бухт, сваривая концы шин в торец друг с другом. Катушки наматываются из медных шин шириной до 80 мм при толщине 2—15 мм. Изгиб таких шин на ребро вызывает большое утолщение внутренних участков, которое не удается выровнять прессованием, как в катушках меньших размеров. Чтобы избежать утолщения при изгибе витков, катушки крупных гидрогенераторов наматывают не из прямоугольных шин, а из шин специального профиля. Поперечное сечение таких шин имеет вид, показанный на рис. 172. Боковые поверхности шины параллельны лишь на половине ее ширины. Сторона, обращенная к внутреннему радиусу изгиба, постепенно утоньчается с углом скоса в несколько градусов (приблизительно 2—4°), что компенсирует ее утолщение при изгибе. Внешняя сторона витков скошена «топориком» (см. рис. 172). Это увеличивает поверхность соприкосновения витков катушки с охлаждающим воздухом, так как с наружной стороны катушки гидрогенераторов не изолируются. Свободное пространство между витками в частях, прилегающих к сердечнику полюса, после сборки катушки заполняется асбестовой бумагой и клеящим лаком.
Катушки гидрогенератора наматывают на станке (рис. 173). От приходного двигателя 1 через плоскоременную передачу и систему зубчатых передач получает вращение шестерня 2, закрепленная на вертикальном валу. С шестерней сцеплено зубчатое фигурное основание оправки 3. Движение оправки по плоскости стола ограничивается вертикальным пальцем 4, проходящим через овальный паз 5 оправки. Шестерня 2 сообщает оправке возвратно-поступательное и вращательное движение.

Сверху оправки-укреплены стальные цилиндры — штыри 6, формирующие закругления витков катушки. После намотки нужного числа витков шина приподнимается и обрезается пневматическими ножницами 7. После намотки катушки отжигают, нагревая витки током, чтобы не образовалась окалина. Далее следуют операции рихтовки витков, опрессовки и правки размеров катушки, аналогичные рассмотренным в § 65.

Рис. 172. Катушки из шинной меди обмоток возбуждения гидрогенераторов:
1 — изоляция между витками, 2 — витки катушек из шинной меди специального профиля, 3 — полоски асбеста для заполнения промежутков между шинами, 4 — изоляция катушки от корпуса, 5 — сердечник полюса

Станок для намотки катушек возбуждения гидрогенераторов
Рис. 173. Станок для намотки катушек возбуждения гидрогенераторов:
а — принципиальная схема станка, б — намотка витков, в — отрезание витков пневматическими ножницами

Катушки гидрогенераторов не пропитывают. Их витковая изоляция — асбестовая бумага толщиной 0,3—0,5 мм — нарезается по форме витков и приклеивается к широкой поверхности витков клеящим лаком. Катушки для этого устанавливают на стеллажах, раздвигая витки. На более тонкие прямолинейные участки витков, обращенные к сердечнику полюса, наклеивают дополнительные полоски асбестовой бумаги, чтобы компенсировать утончение меди в этих местах (см. рис. 172).
Междувитковую изоляцию запекают, предварительно отрихтовав и выровняв нагретую катушку. Запечку производят под давлением при температуре, зависящей от состава лака и размеров катушки. Охлажденную после запечки катушку очищают от остатков клеящего лака, подрезают излишки витковой асбестовой изоляции и лакируют всю ее поверхность.
Контроль готовых катушек заключается в проверке их размеров и испытании витковой изоляции. Испытания изоляции производят десятикратным по сравнению с номинальным испытательным напряжением. Катушка при этом устанавливается под пресс в холодном состоянии.

  1. Как может быть соединена обмотка возбуждения машины постоянного тока с обмоткой якоря?
  2. Как работает станок для намотки многовитковых полюсных катушек обмотки возбуждения?
  3. Для чего нужны закладные кольца при намотке ступенчатых катушек?
  4. Как правят внутренние размеры многовитковых катушек?
  5. Опишите работу станка для намотки катушек из шинной меди плашмя.
  6. Как закрепить последние витки катушек, намотанных из шинной меди плашмя?
  7. Полюсные катушки каких машин наматывают из шинной меди на ребро?
  8. Как работает станок для намотки катушек из шинной меди на ребро?
  9. Какого профиля медные шины используют для намотки полюсных катушек крупных гидрогенераторов?