Содержание материала

В статорах машин переменного тока производят частичный ремонт только обмоток из прямоугольного провода. Частичный ремонт обмоток из круглого провода практически невыполним, так как все их проводники после пропитки лаком прочно склеены между собой и в пазовой и в лобовых частях. Отделить один проводник для того, чтобы подызолировать поврежденное место или заменить междуфазную изоляцию, невозможно без повреждения изоляции соседних проводников и катушек.
Частичный ремонт обмоток из прямоугольного провода выполняют в тех случаях, когда повреждение изоляции имеет чисто местный, случайный характер, а не вызвано общим старением всей изоляции машины.
Повреждения изоляции обмоток вызывают различные виды замыканий: обмотки на корпус, между фазами и витков между собой (витковое замыкание). Замыкание обмотки на корпус машины большей частью происходит из-за пробоя изоляции в пазовой части катушек.
Определить место замыкания можно несколькими способами, однако, прежде чем воспользоваться каким-либо способом, нужно внимательно осмотреть обмотку статора. Замыкание обмотки на корпус наиболее часто происходит в местах выхода пазовой части катушек из пазов. Его можно легко обнаружить по следам подгара изоляционного материала. Такие же следы подгара и копоти часто бывают видны на краях пазовых клиньев, если пробой изоляции произошел в середине паза. Если при осмотре обмотки место повреждения не обнаружено, то можно воспользоваться наиболее быстрым, но в то же время наиболее опасным способом — прожиганием места замыкания. Корпус статора заземляют, а на вводы обмотки подают напряжение, которое постепенно повышают до тех пор, пока над поврежденным участком не покажется дымок. Опасность этого метода заключается в том, что при длительной выдержке под напряжением место замыкания сильно разогревается и может быть повреждена изоляция соседних витков и даже катушек обмотки.
Этот метод часто не дает результата, если проводники в месте пробоя оплавились и образовали хороший электрический контакт между обмоткой и корпусом, который при подключении напряжения на обмотку нагревается не так сильно и его место нельзя найти по дыму.
Обнаружить место замыкания на корпус или между фазами можно также методом последовательного подразделения обмотки После этого начало и конец фазы соединяют с источником постоянного тока (рис. 189) и с помощью милливольтметра, один вывод которого соединен с корпусом машины и с другими фазами, а второй — с игольчатым щупом, отыскивают катушку с поврежденной изоляцией. Для этого игольчатым щупом прибора, прокалывая изоляцию ,в местах соединения катушек, измеряют напряжение между корпусом и проводниками всех катушек поочередно. На выводах поврежденной катушки напряжение будет самое маленькое из всех измеренных или равно нулю. На выводах, следующих по ходу измерений катушек, напряжение изменит полярность и будет постепенно возрастать. Найденная таким образом катушка отсоединяется от схемы. С помощью мегаомметра или контрольной лампы проверяют правильность определения места замыкания.
Вначале с помощью мегаомметра или при устойчивом «металлическом» замыкании с помощью контрольной лампы определяют фазу обмотки с поврежденной изоляцией.


Рис. 189. Схема для определения места пробоя изоляции обмотки на корпус
Найти место замыкания между витками обмотки труднее, чем место замыкания на корпус или между фазами. Наиболее удобно фаза или катушка с поврежденной витковой изоляцией определяется с помощью приборов и методов, описанных в § 79.
После того как характер и место повреждения изоляции установлены, решают вопрос об объеме и способах ремонта. Повреждение корпусной изоляции в лобовых частях обмотки иногда может быть устранено без выемки катушек из пазов. В этом случае поврежденную лобовую часть несколько приподнимают, изоляцию в месте пробоя срезают «на конус» и вокруг всей катушки наматывают несколько слоев (число слоев в зависимости от напряжения машины и толщины изоляции лобовой части) микаленты или стекломикаленты вполнахлеста с заходом верхних слоев на неповрежденную часть изоляции. Лента должна быть промазана изоляционным лаком и хорошо утянута, чтобы по возможности избежать возможных включений воздуха между слоями нанесенной изоляции. Если пробой произошел между фазами обмотки, то таким же образом ремонтируют лобовую часть второй катушки, после чего между ними устанавливают дополнительную изоляционную прокладку. При срезании поврежденного участка изоляции нужно очень внимательно осмотреть очищенное место, так как часто при пробое корпусной изоляции повреждается также витковая и всегда проводниковая.
Если повреждена изоляция на пазовой части катушки, то местный ремонт изоляции проводить нельзя, так как электрическая прочность отремонтированного участка при той же толщине изоляции всегда меньше, чем остальной изоляции катушки. В этом случае при частичном ремонте обмотки катушку заменяют резервной или специально изготовленной новой катушкой обмотки. Если поврежденная катушка вынута аккуратно, можно, сняв пробитую корпусную изоляцию, заменить ее новой. Однако конструкция новой изоляции должна быть такой же, как и в других катушках, что не всегда можно выполнить в условиях ремонта.
Замена поврежденной катушки обмотки статора требует высокого мастерства обмотчиков. Для того чтобы вынуть одну катушку двухслойной обмотки из пазов, приходится поднимать несколько катушек, так как лобовую часть катушки, лежащую в нижнем слое, можно освободить только в том случае, если вынуть из пазов и отогнуть к центру статора по одной стороне у всех катушек, находящихся в пазах, на расстоянии шага обмотки.
Место замыкания на корпус обмоток якоря и фазных роторов асинхронных двигателей прежде всего отыскивают, тщательно их осматривая. Следует учитывать, что наиболее вероятные места пробоя корпусной изоляции — это участки выхода обмотки из пазов. Во время намотки бандажей лобовые части осаживаются к оси ротора. Если формовка лобовых частей произведена недостаточно точно или небрежно уложена подбандажная изоляция, обмотка в местах выхода из пазов повреждается о кромку дна пазов. Корпусная изоляция в этих местах продавливается, что может послужить причиной выхода ее из строя.
Если осмотром найти место пробоя не удается, то используют те же методы, что и для обнаружения замыкания на корпус или между фазами статорных обмоток. Если место пробоя обнаружено в пазовых или лобовых частях обмотки, снимают бандажи и расклинивают нужные пазы ротора и осмотром или с помощью приборов окончательно определяют поврежденную катушку. Снимать бандажи с лобовых частей до приблизительного определения места повреждения не рекомендуется, так как освобожденные от давления бандажей лобовые части обмотки приподнимаются и замыкание обмотки может прекратиться. В этом случае найти поврежденное место много труднее.
Чтобы вынуть поврежденную катушку из пазов якоря, необходимо отпаять выводные концы секций всех катушек, расположенных в пазах по шагу обмотки, и вынуть их верхние стороны из пазов, освободив катушку с поврежденной изоляцией. После замены изоляции катушку вновь устанавливают в пазы, все соседние катушки возвращают на свои места, пазы заклинивают, наматывают бандажи и выводные концы секции припаивают к пластинам коллектора.
При любом повреждении изоляции стержней обмотки фазного ротора их вынимают из пазов и переизолируют. Чтобы вынуть стержень из паза, приходится разгибать одну его лобовую часть. Это можно сделать только, если распаять и отогнуть лобовые части нескольких соседних стержней. Если стержень с поврежденной изоляцией располагается в нижнем слое паза, то предварительно необходимо вынуть несколько стержней верхнего слоя, чтобы иметь доступ к лобовым частям стержней, расположенных под ними. С вынутого стержня снимают всю старую изоляцию. Медь очищают и отжигают, чтобы снять наклеп, образовавшийся при нескольких изгибах лобовой части стержня. Новая изоляция должна иметь ту же конструкцию, что и изоляция других стержней. Перед установкой переизолированного стержня в паз необходимо тщательно проверить целостность изоляции соседних стержней и пазовых коробок в пазах, из которых вынимались стержни. После установки стержня, изгиба лобовых частей и запайки контактов укладывают подбандажную изоляцию и наматывают бандаж.
Как бы тщательно ни был проведен частичный ремонт обмоток, связанный с заменой отдельных катушек обмоток статоров, якорей или стержней роторов асинхронных двигателей, всегда уменьшается запас прочности всей обмотки, так как обязательно происходит деформация соседних элементов обмотки (катушек или стержней).
В долго работающих электрических машинах изоляция обмоток, как правило, сухая и теряет свою первоначальную гибкость и эластичность, поэтому любое неосторожное движение во время отгиба лобовых частей, выемки сторон катушек из пазов и других операций, необходимых при замене катушки или стержня, приводит к ослаблению электрической прочности соседних элементов обмотки. В практике известно много случаев, когда после замены одной катушки обмотки во время испытаний электрической прочности изоляции пробивается корпусная изоляция соседних катушек и т. д. Поэтому частичный ремонт обмоток, особенно двухслойных, производят лишь для того, чтобы избежать необходимости немедленного вывода машины в капитальный ремонт в неудобное для производства время.