Содержание материала

Последовательность укладки в пазы катушек обмотки крупных электрических машин такая же, как и машин средней мощности. Но с увеличением мощности и размеров машин возрастает поперечное сечение катушек и увеличивается их механическая жесткость. Усилия, необходимые для установки в пазы катушек, отгиба и рихтовки их лобовых частей, возрастают. В то же время изоляция больших катушек имеет такую же механическую прочность, как и малых. Сильные и резкие удары могут привести ее в негодность. Поэтому при укладке обмоток крупных машин часто используют различные домкраты, с помощью которых можно создать сильное равномерное давление на всю пазовую часть катушки и не повредить ее изоляцию.

Домкрат упирают в установленную в статоре перекладину и создают давление на прямолинейную пазовую часть катушки через вставленную в паз осадочную доску. Для полного осаживания пазовой катушки в паз на место постоянного клина устанавливают стальную пластину, ширина которой должна быть несколько меньше, чем клина, так, чтобы она свободно перемещалась в клиновых выемках паза. На верхнюю часть помещенной в паз катушечной стороны укладывают предохранительную прокладку и с двух сторон статора забивают длинные деревянные или текстолитовые осадочные клинья со скосами, направленными навстречу друг другу. При сдвигании навстречу друг другу осадочные клинья упираются сверху в стальную пластину, создают равномерное деление на всю верхнюю поверхность катушки и осаживают ее на дно паза. Лобовые части отгибаются в нужное положение также с помощью домкрата, упирающегося одной стороной в деревянную планку, приложенную к лобовой части катушки, а другой — в торец статора.
Обмотка статоров современных турбо- и гидрогенераторов, как правило, выполняется не катушечной, а стержневой. При этом отпадает необходимость в подъеме шага и укладке замковых катушек. Вначале укладывают все стержни нижнего слоя, последовательно рихтуя и привязывая к бандажным кольцам их лобовые части, после чего, установив прокладку между слоями, укладывают стержни верхнего слоя. Масса стержня обмотки крупного турбогенератора или гидрогенератора достигает 100 кг и более, поэтому укладка стержней в пазы выполняется несколькими обмотчиками.
Статоры тихоходных вертикальных гидрогенераторов делают разъемными. Обычно они разнимаются на четыре или шесть сегментов. Укладка стержней в пазы сегментов облегчена тем, что сегменты располагаются на обмоточном участке пазами вверх и у обмотчиков имеется много свободного места для работы. Стержни укладывают не во все пазы сегментов: несколько пазов с обоих торцов сегмента оставляют свободными. Число таких пазов с каждой стороны равно примерно половине шага обмотки. Это делают для того, чтобы во время транспортировки обмотанных сегментов к месту установки гидрогенератора лобовые части уложенных стержней не выступали за габариты сегмента и не повреждались. В оставшиеся свободными пазы стержни устанавливают после сборки статора на гидроэлектростанции.

Рис. 100. Крепление лобовых частей обмотки статора турбогенератора

Внутренние диаметры статоров турбогенераторов относительно небольшие. Даже в очень мощных машинах они лишь немного больше метра, что очень затрудняет укладку статорной обмотки, каждый стержень которой имеет большую массу, большую длину пазовой части и отогнутых лобовых частей. Статорную обмотку турбогенераторов укладывает бригада обмотчиков. При этом используют все описанные выше способы для равномерной осадки стержней на дно пазов и рихтовки лобовых частей (осадочные клинья, домкраты и т.п.). Лобовые части стержней, как правило, крепятся с каждой стороны статора двумя или тремя бандажными кольцами, которые, в свою очередь, прикреплены на стойках к нажимным плитам статора. На рис. 100 показана система крепления лобовых частей обмотки турбогенератора. Лобовые части 4 прочно прибандажированы к нескольким бандажным кольцам 3, которые установлены на кронштейнах 2, закрепленных на нажимной плите 1.
Стержни турбо- и гидрогенераторов между собой и схему обмотки соединяют либо пайкой головок стержней встык серебряными припоями типа ПСР, либо с помощью наконечников на головках стержней с последующей пропайкой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В какой последовательности изготовляют катушки обмотки из прямоугольного провода?
  2. Зачем нужно растягивать намотанную лодочку и как работает станок для растяжки?
  3. Какие виды междувитковой изоляции применяют в обмотках из прямоугольного провода?
  4. Как накладывается непрерывная изоляция на станке ЛШ-4?
  5. Зачем и на каких приспособлениях рихтуют лобовые части катушек из прямоугольного провода?
  6. Зачем делают транспозицию элементарных проводников в стержнях обмотки статоров крупных электрических машин?
  7. На каком приспособлении изгибают элементарные проводники стержневых обмоток статора? Как он работает?
  8. Опишите последовательность плетения стержня из элементарных проводников.
  9. В каких турбогенераторах часть элементарных проводников делают из полой меди и для чего они нужны?