Содержание материала

При перемотке фазных роторов асинхронных двигателей в большинстве случаев сохраняют старую обмоточную медь — стержни обмотки и все перемычки. Перед демонтажем независимо от наличия или отсутствия документации вычерчивают схему обмотки. На поверхности ротора маркируют пазы, в которых размещаются стержни, соединенные с началами и концами фаз и с перемычками. Для этого на торцах ротора или на его наружной поверхности наносят буквы или цифры. Каждый паз отмечают на левом и правом зубце одинаковыми знаками. Те же знаки проставляют на начерченной схеме обмотки. Разметку делают до распайки обмотки. Перед демонтажем обмотки лобовые части стержней с одной стороны ротора выпрямляют. Стержни вытаскивают из пазов с другой стороны с помощью ручной или электрической лебедки с упором в торцовую часть ротора.
Если демонтаж старой обмотки выполняют без предварительного ослабления пазовой изоляции, то стержни выходят из пазов туго. Во время вытягивания нужно быть очень осторожным, так как при чрезмерном усилии медь стержней растягивается и стержень может даже разорваться. При этом часть стержня останется в пазу ротора. Ни в коем случае нельзя вынимать стержни, выбивая их ударами с противоположного торца. Медь при этом расклепывается и стержень может наглухо застрять в пазу и повредить его стенки.
Опытные обмотчики, как только вынут стержень из паза, сразу же нумеруют его, выбивая на конце стержня номер паза, в котором находился стержень, и буквы, например В — верх или Н — низ в зависимости от положения стержня в пазу. Это существенно облегчает последующую укладку обмотки, так как размеры стержней фазных роторов разные. Случайная перестановка стержней в пазах усложнит укладку и соединение схемы обмотки.
После выемки стержни обмотки тщательно очищают от изоляции и остатков припоя и отжигают при 600—650°С. Отжиг меди необходим для устранения наклепа, образовавшегося при изгибах лобовых частей и вытягивании стержней из пазов. Отожженные стержни рихтуют деревянными молотками на стальной плите. Концы их лудят в ванне с припоем ПОС-18 и передают на изолировочный участок. Пазы ротора тщательно просматривают, удаляют остатки изоляции и подготовляют к укладке обмотки. Изолировку стержней, укладку обмотки и намотку бандажей производят так же, как и в новых машинах.