Содержание материала

ГЛАВА XIII
КАТУШКИ ОБМОТОК ВОЗБУЖДЕНИЯ
§ 62. ВИДЫ ПОЛЮСНЫХ КАТУШЕК
Обмотки возбуждения состоят из отдельных катушек, установленных на сердечники полюсов. Такие катушки называются полюсными. В синхронных машинах они располагаются на сердечниках полюсов ротора, в машинах постоянного тока — на сердечниках главных и дополнительных полюсов, укрепленных на неподвижной станине. Конструкция катушек полюсов синхронных машин зависит только от их мощности. В машинах малой мощности они наматываются из изолированного круглого провода, в машинах большей мощности — из прямоугольного изолированного провода и в крупных синхронных машинах — из неизолированной шинной меди.
В машинах постоянного тока конструкция полюсных катушек зависит от их назначения (катушки главных или дополнительных полюсов), от мощности машин и от схемы их возбуждения. На рис. 160 показаны основные схемы соединения обмотки возбуждения: параллельная, последовательная, смешанная. Обмотка дополнительных полюсов соединяется всегда последовательно с якорем. По этой обмотке протекает полный ток машины. Поэтому катушки дополнительных полюсов наматывают из проводов большого сечения: в машинах средней мощности — из прямоугольного изолированного провода и в более крупных машинах — из неизолированной шинной меди.

Рис. 160. Схемы соединения обмоток возбуждения машин постоянного тока а — параллельного, б — последовательного, в — смешанного

Расположение обмоток полюсов в машинах постоянного тока
Рис. 161. Расположение обмоток полюсов в машинах постоянного тока:
1 — станина, 2 — обмотка параллельного возбуждения, 3 — сердечник главного полюса, 4 — обмотка последовательного возбуждения (стабилизирующая), 5 — обмотка якоря, 6 — сердечник добавочного полюса, 7 — якорь

В машинах с параллельным возбуждением (рис. 160, а) обмотка возбуждения, расположенная на главных полюсах, включена параллельно с якорем. Катушки главных полюсов, чтобы снизить ток возбуждения, делают с большим числом витков из круглых или в машинах большой мощности из прямоугольных проводов небольшого сечения. В машинах с последовательным возбуждением (рис. 160, б) обмотка главных полюсов соединяется с якорем последовательно. Катушки этой обмотки, так же как и катушки дополнительных полюсов, в большинстве случаев наматывают из прямоугольного изолированного провода или из шинной меди. Лишь в машинах малой мощности катушки обмотки последовательного возбуждения наматываются из круглого провода, площадь поперечного сечения .которого должна быть рассчитана на полный ток якоря.
В машинах со смешанным возбуждением (рис. 160, в) на главных полюсах располагаются катушки и параллельной и последовательной обмоток возбуждения (рис. 161). Они наматываются раздельно: катушки параллельного возбуждения — из круглого или прямоугольного провода малого сечения, а катушки последовательного возбуждения — из круглых или прямоугольных проводов большого сечения или из шинной меди.

Несмотря на то что полюсные катушки и по своей конструкции, и по назначению значительно отличаются друг от друга, по технологии изготовления их можно объединить в три группы: многослойные катушки из круглого или прямоугольного изолированного провода, катушки из неизолированной шинной меди, намотанной плашмя, и из неизолированной шинной меди, намотанной на ребро. Способ изгиба медной шины определяет конструкцию катушек и технологию их изготовления.