Содержание материала

ГЛАВА XIV
ПРОПИТКА И СУШКА ОБМОТОК
§ 67. ПРОПИТОЧНЫЕ СОСТАВЫ И МЕТОДЫ ПРОПИТКИ
Пропитка обмоток электрических машин повышает их надежность. Пропиточные лаки, проникая между проводниками катушек и заполняя воздушные промежутки между слоями изоляции, делают обмотку монолитной; повышаются механическая и электрическая прочность изоляции и ее теплопроводность. Пленка, образующаяся на поверхности пропитанной обмотки, препятствует проникновению в нее влаги и паров масел из окружающего воздуха, оказывающих вредное действие на электроизоляционные материалы. Перед пропиткой обмотку обязательно сушат, чтобы удалить из ее изоляции влагу и обеспечить более полное заполнение пропиточным составом всех пустот в обмотке и пор изоляции.
Для пропитки применяют лаки с растворителями, лаки без растворителей и компаунды.
Лаки с растворителями состоят из основы лака (50— 55% объема) — натуральных или синтетических смол и растворителей — легко испаряющихся веществ (ксилола, толуола и др.), служащих для разжижения основы лака. В состав лака добавляется также некоторое количество пластификаторов, придающих гибкость застывшей лаковой пленке, и сиккативов — веществ, ускоряющих процесс отвердевания основы лака после пропитки. При добавлении растворителей пропиточный состав разжижается и во время пропитки основа лака проникает внутрь обмотки и остается там после испарения растворителей. Однако объем, занятый растворителем после его испарения, остается свободным и его снова заполняет воздух. Поэтому пропитку производят не один, а два или три раза с обязательной промежуточной сушкой. Этим достигается более полное заполнение всех пустот основой лака.
Для пропитки обмоток с изоляцией классов нагргвocтойкости Е и В наибольшее распространение получили лаки с растворителями МЛ-92 и МГМ-8, основой которых служат натуральная глифталевая смола; с изоляцией класса нагревостойкости F — лаки ПЭ-933 и ПЭ-993, основа которых состоит из синтетических полимерных веществ и смол; с изоляцией класса нагревостойкости Н — лаки КО-916К и КО-964Н, имеющие высокую нагревостойкость, пригодные для пропитки обмоток влагостойкого тропического и химостойкого исполнений.
Пропитка в лаках с растворителями производится путем погружения в лак или заполнения пропиточным составом лаковой ванны с установленными в ней изделиями. Оборудование для пропитки занимает много места, а процесс пропитки сопровождается выделением большого количества летучих — паров растворителей. Поэтому для пропитки выделяют отдельные участки цехов и оборудуют их мощной системой вентиляции.
Лаки без растворителей на 100% состоят из основы лака, поэтому более полное заполнение обмотки достигается быстрее, чем при применении лаков с растворителями. Широкое распространение в современном электромашиностроении получили лаки без раcтвopиτелeй КП, состоящие из полиэфирных смол с добавкой кремний-органической смолы (лак КП-34) или эпоксидной смолы (лак КП-103). Лаки этого типа становятся жидкотекучими и легко проникают внутрь обмотки при нагреве их до 70— 80°С, а при 150—160оС быстро отверждаются под действием инициатора — перекиси бензоила, вводимого в состав лака до пропитки.
Оборудование для пропитки лаками без растворителей занимает относительно мало места. Это позволяет встраивать его непосредственно в технологические линии изготовления электрических машин. Сравнительно небольшое количество паров лака, выделяющихся во время пропитки, удаляется, вентиляторами, смонтированными в пропиточных установках.
Компаундами называют пропиточные составы, жидкие в нагретом состоянии в момент их применения и твердеющие после охлаждения в результате происходящих в них химических реакций. Компаунды, твердеющие при охлаждении, называют термопластичными. При повторном нагреве они снова размягчаются и опять твердеют при охлаждении. К таким компаундам относятся битумные. Ранее их применяли для пропитки обмоток высоковольтных машин с непрерывной изоляцией из микаленты и обмоток машин низкого напряжения с усиленной влагостойкой изоляцией. В настоящее время применение битумных компаундов резко сокращается, так как ими нельзя пропитывать обмотки, выполненные из проводов с эмалевой изоляцией. Температура размягчения битумных компаундов не превышает 125—130ОС, поэтому ими пропитывают лишь изоляцию обмоток с классом нагревостойкости В, находящихся на неподвижных частях машины, т. е. изоляцию статоров в машинах переменного тока или катушек возбуждения в машинах постоянного тока.
Для пропитки изоляции обмоток современных электрических машин широко распространены компаунды, затвердевающие в результате химических процессов, происходящих в них после пропитки изоляции обмоток во время запечки при высокой температуре. Такие компаунды называют термореактивными, так как после затвердевания они не могут быть снова размягчены. К термореактивным относятся компаунды на основе эпоксидной смолы. Они служат для пропитки изоляции машин высокого напряжения, состоящей из нескольких слоев слюдинитовой или слюдопластовой ленты, намотанной вполнахлеста, или гильзовой изоляции из тех же изоляционных материалов. Для затвердевания изоляции в состав компаунда вводят отвердитель. После запечки термореактивный компаунд образует прочный монолитный слой, имеющий хорошие влагостойкость, электрическую и механическую прочность. По нагревостойкости такая изоляция относится к классу F.