Содержание материала

Глава девятая
ОБОРУДОВАНИЕ ОБМОТОЧНЫХ ЦЕХОВ
9-1. ТРОСТИЛЬНЫЕ МАШИНЫ

Обмотка и оплетка проводов волокнистыми материалами обычно производятся пасмами (прядками) из этих материалов, состоящими из нескольких параллельно сложенных одиночных нитей. Поэтому процессам обмотки и оплетки предшествует тростка пряжи, заключающаяся в соединении одиночных нитей в пасму.
Обычно хлопчатобумажная пряжа, капроновое и лавсановое волокна и стекловолокно поставляются на кабельные заводы в початках или на бобинах, а натуральный шелк — на катушках и в таком виде они поступают на тростильные машины.

Рис. 9-1. Положения отдельных нитей в пасме.

При тростке волокон необходимо соблюдать следующее:

  1. Все нити пасмы должны быть строго параллельны и не должны набегать одна на другую, так как иначе невозможно получить гладкую и ровную поверхность обмотки.
  2. Пасму нужно располагать таким образом, чтобы она плотно лежала, не сбивалась на бобине и легко сходила с нее при размотке.
  3. Все нити должны иметь одинаковую длину и равномерное натяжение.


Рис. 9-2. Схема устройства тростильной машины.

Все это достигается с помощью так называемой крестовой намотки, при которой пасма наматывается на бобины волнообразно на поверхности обматываемого провода неизбежно появление узелков и петель.

под некоторым углом. Равномерность длины нитей обеспечивается тем, что при изгибах они занимают то наружное, то внутреннее положение (рис. 9-1). Крестовая намотка предотвращает также западание отдельных нитей внутрь бобины.
Применяемые на наших кабельных заводах тростильные машины обычно имеют на одной станине по шесть ходов. На рис. 9-2 изображена схема устройства тростильной машины, а на рис. 9-3 приведен схематический чертеж одного ее хода.

Вращение электродвигателя Д (рис. 9-3) передается через промежуточные шестерни А и Б коренному валу, расположенному в нижней части машины. На этом валу сидит ряд шкивов (по одному на каждый ход), каждый из которых связан мягкой передачей с валиком В; эти валики находятся в верхней части машины у каждого ее хода. От такого валика вращение при -помощи промежуточных шестерен передается эксцентрику, который проходит между двумя роликами, прочно укрепленными на стержне С; на другом конце стержня расположена водилка, посредством которой пряжа наматывается крестовой намоткой на бобину. Длина последней определяется эксцентриком: чем больше его кривизна, тем больше и ход водилки, а следовательно, тем длиннее наматывается бобина. Каждая нить проходит через крючок автомата, останавливающего тот или иной ход машины в случае обрыва нити.

Рис. 9-4. Схема механизма автомата для остановки машины при обрыве нити.

Рис. 9-5 Схема механизма для съема намотанной гильзы.

Механизм автомата состоит из вращающейся крыльчатки 1, сидящей на горизонтальном валу 5 (рис. 9-4), и двухплечего рычага 2, который может поворачиваться относительно своей оси. В горизонтальном плече этого рычага имеются отверстия для прохода крючков 8. При обрыве одной из нитей крючок 8 падает под действием собственной тяжести и лопасть крыльчатки 1, задев крючок 8, поворачивает рычаг 2 по часовой стрелке. При повороте рычаг 2 смещает вниз тягу 4, которая в свою очередь выводит из зацепления рычаг 3 с толкателем 6. Под действием пружины толкатель продвигается вправо и поворачивает отводку 7. Последняя переводит ремень с рабочего шкива на холостой. Одновременно укрепленная на отводе 7 тормозная колодка прижимается к тормозному диску и останавливает ход.
Початки с пряжей устанавливаются в нижней части машины. В процессе трощения отдельные нити сначала проходят через направляющие крючки, а затем скользят по фетровой или суконной подушке, где задерживаются мелкие ворсинки, а сама пряжа несколько сглаживается и подтормаживается.
При трощении капронового или лавсанового волокна фетровая или суконная подушка должна быть покрыта кабельной бумагой или другим материалом с гладкой поверхностью.
Намотанная бобина с пряжей снимается с вала 1 (рис. 9-5) с помощью гильзы 3, свободно сидящей на валу. Гильза приводится в движение рычагом с рукояткой 2.
На отечественных заводах применяются шестиходовые тростильные машины (марки Т-120). Эти машины допускают трощение с катушек и початков от 2 до 36 нитей и с бобин от 2 до 8 нитей. В машинах предусматривается возможность установки сменных шпинделей диаметром 10—40 мм, причем эти шпиндели могут делать до 700—1 000 об/мин. Расстояние между центрами шпинделей 675 мм; длина хода раскладки 20—120 мм; максимальный диаметр намотанной бобины со строщенной пряжей 154 мм.
В качестве примера другого типа тростильных машин приведем конструкцию шестиходовых тростильных машин, которые также находят некоторое применение на наших кабельных заводах и назначением которых является трощение пряжи в две, три и четыре нити для оплеточных машин. Машина имеет электродвигатель, от которого вращение всем ходам машины передается с помощью приводного ремня, идущего вдоль машины. При включении хода ролик прижимает приводной ремень к рабочему шкиву того или иного хода и заставляет его вращаться.

Таблица 9-1
Основные технологические параметры тростки волокнистых материалов

Расположение початков с пряжей и приемных шпуль, устройство раскладки и сам технологический процесс тростки примерно такие же, как и у рассмотренного выше типа тростильных машин. Недостатком кинематической схемы рассмотренных видов тростильных машин следует считать то обстоятельство, что при намотке строщенной пряжи (пасмы) водилка быстро движется в одну сторону, на мгновение останавливается и лишь затем начинает движение в другую строну. При каждой такой остановке и изменении направления движения водилки происходит удар, что, естественно, ограничивает скорость движения водилки. Возможно, что некоторого повышения производительности тростильных машин и снижения их производственного шума можно будет достигнуть за счет применения вместо таких водилок системы вращающихся валиков с направляющими прорезями, обеспечивающими нужную намотку пасмы на бобину.
Бобины с трощеной пряжей должны быть ровными и плотно намотанными. Они не должны иметь торцовой выпуклости и перехлестов нити с торцов. Конец пасмы на трощеной бобине должен быть закреплен. При обрыве и сходе нити конец ее должен быть присучен только к оборванной нити, а не ко всей пасме. Связка всей пасмы узлом недопустима. Примерные размеры бобин и шага намотки приведены в табл. 9-1.