Содержание материала

Электроприводы предназначены для дистанционного и местного управления арматуры и позволяют открывать и закрывать управляемую арматуру со щита дистанционного управления.
Электропривод
Рис. 9-3. Электропривод типа А.

Электродвигатель при достижении запорным органом крайних положений («Открыто», «Закрыто») останавливается автоматически с помощью переключателей и сигнализирует о крайних положениях запорного органа на щит управления.
Автоматическая остановка электродвигателя происходит также при превышении величины крутящего момента.
В случае прекращения подачи электроэнергии предусмотрен переход на ручное 17*
управление с помощью маховика. В табл. 9-1 приведена техническая характеристика электроприводов для пароводяной арматуры.
Электропривод типа А (рис. 9-3) предназначен для арматуры с крутящим моментом на штоке 2,5—8 кГ·м.
Электропривод может быть установлен на полу, стене и на самой арматуре.
Принцип работы электропривода следующий (рис. 9-4). Электродвигатель 1 при помощи эластичной муфты 2 передает вращение эксцентриковому валику 3, несущему на своем конце шестерню 5. Последняя, обкатываясь на заторможенной шестерне 6, получает вращение вокруг оси и вращает шестерню 4, которая через шестерни 8 и 9 вращает вал 10. На верхнем конце вала 10 закреплен червяк 25, передающий вращение червячному колесу 11, жестко сидящему на кулачковом валике 12. Кулачки 13, отрегулированные на определенное число оборотов выходного вала 10, зависящее от величины хода запорного органа арматуры, поворачиваясь с валиком 12, нажимают на рычаги 14, удерживаемые пружиной 15. При повороте рычаги 14 воздействуют на переключатели 16, осуществляя тем самым автоматическое отключение электродвигателя в крайних положениях запорного органа арматуры.
Электропривод имеет регулируемый предел крутящего момента. Шестерня 6 заторможена червяком 23, который удерживается от осевого перемещения на валу 20 двумя пружинами 22.

Рис. 9-4. Схема электропривода.

Электроприводы паропровода


Рис. 9-5. Электропривод типа Б.

При полном закрытии вентиля возрастает сопротивление вращению шпинделя и соответственно возрастает крутящий момент на выходном валу 10 и на приторможенной шестерне 6.
При превышении заданного крутящего момента тормозная шестерня 6, стремясь повернуться, сдвигает червяк 23 в ту или иную сторону (в зависимости от направления вращения в сторону закрытия или открытия задвижки или вентиля) и, сжимая отрегулированную пружину 22, поворачивает рычаги 18, удерживаемые пружиной 19, и, таким образом, воздействует на переключатели 17, автоматически отключающие электродвигатель при перегрузке.
Регулировка пружин 22 муфты предельного крутящего момента производится гайками 21.
Сигнализация крайних положений затвора на дистанционном щите управления производится с помощью переключателей 16.
Один конец валика 12 соединен с указателем, показывающим положение затвора на месте установки, а второй конец датчиком для передачи показания положения затвора на щит.
При управлении от электродвигателя рукоятка 24 должна быть установлена в положение «Электрическое»; при этом червяк 23 сцепляется с тормозной шестерней 6.
При нажатии кнопки открытия электродвигатель вращает выходной вал против часовой стрелки и открывает вентиль.
При подходе золотника вентиля к верхнему крайнему положению кулачок открытия отключает электродвигатель и одновременно сигнализирует об этом на пульт или щит управления.
При нажатии кнопки закрытия электродвигатель вращает выходной вал по часовой стрелке, закрывая вентиль. При подходе золотника вентиля к положению полного закрытия кулачок закрытия также подает об этом сигнал (световой или звуковой) на пульт или щит управления.
Для осуществления ручного управления рукоятку 24 следует установить в положение «Ручное»; при этом червяк 23 расцепляется с тормозной шестерней 6, а переключатели муфты 17 одновременно отключают электродвигатель от сети.
При открытии вентиля маховик 7 вращают против часовой стрелки. При этом вращаются тормозная шестерня 6, соединенная с маховиком торцовыми кулачками, и шестерня 5, которая через шестерни 4 и 8 передает вращение выходному валу 10. По аналогии с электрическим управлением валик 12 передает показания положения золотника вентиля на месте установки.
Закрытие вентиля происходит при вращении маховика по часовой стрелке. При наличии напряжения в сети сигналы открытия и закрытия автоматически подаются на пульт или щит управления при ручном управлении так же, как и при электрическом. Электропривод типа А может поставляться с выходным валом, имеющим внутренний квадрат, и с выходным валом, имеющим кулачки на своем торце.
Электропривод типа Б (рис. 9-5) предназначен для арматуры, крутящий момент на шпинделе которой не превышает 15 кГ-м.
Электропривод этой серии используется в основном на электростанциях низкого давления.
Электропривод может быть установлен как на колонку, так и непосредственно на арматуру в вертикальном (электродвигателем вниз) или в горизонтальном положениях.
В случае, если арматура находится выше привода, последний поставляется с выходом приводного вала вверх или вниз.
На коробке концевых выключателей имеется шкала со стрелкой, показывающая положение запорного органа у места установки электропривода. На той же коробке может быть установлен датчик для дистанционной сигнализации промежуточных положений регулирующего органа арматуры.
Электроприводы типа В (рис. 9-6) предназначены для арматуры, крутящий момент на шпинделе которой равен 50—100 кГ · м.


Рис. 9-7. Схема электропривода типа В.

Рис. 9-6. Электропривод типа В.
Электропривод может поставляться как с выходом приводного вала вверх, так и вниз для случаев, когда арматура находится выше или ниже электропривода.
Взаимодействие отдельных узлов и деталей электропривода следующее (рис. 9-7).
Электродвигатель 1 при помощи сидящей на его валу шестерни 2 передает вращение шестерне 3. Далее через шестерни 4, 5, 6 и 7 вращение передается валу 8. На валу 8 сидит кулачковая муфта 9, которая пружиной 10 прижата к кулачковой втулке 11, передающей вращение валу 12 и ведущей оси 13 с коническими роликами 14. Ролики пружиной 15, регулируемой гайкой 16, прижаты к пазам диска 16, свободно сидящего на валу 12. На диске 17 закреплена шестерня 18, которая через шестерню 19 передает вращение выходному валу 20.
Выходной вал с помощью шестерен 21 и 22, червяка 23 и червячного колеса 24 приводит во вращение валик 25, несущий на себе кулачки 26. Кулачки с помощью выключателей 27 автоматически отключают электродвигатель и одновременно подают сигнал на дистанционный щит управления.


Рис. 9-8. Кинематическая схема электропривода с червячным редуктором.

ЧЕРВЯЧНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ТИПОВ Б, В, Г и Д

Электроприводы червячного типа позволяют осуществлять:
а)   открытие или закрытие задвижки путем нажатия соответствующей пусковой кнопки и остановку запорного органа задвижки в любом промежуточном положении путем нажатия на кнопку «Стоп»;
б)   автоматические остановки запорного органа задвижки при достижении им одного из крайних положений («Открыто» или «Закрыто»);
в)   дистанционную световую сигнализацию крайних положений запорного органа и местное указание его положения в данный момент;
г)   блокировку работы электропривода с работой других агрегатов и механизмов;
д)   при наличии сальника —· непрерывное дистанционное указание положения запорного органа задвижки;
е)   при порче электрической части привода или отсутствии электроэнергии возможно ручное управление задвижкой (от маховика).
Электроприводы червячного типа компактны, имеют меньший вес на единицу крутящего момента и меньшее количество деталей по сравнению с электроприводами планетарного типа.
Электропривод состоит из следующих основных деталей (рис. 9-8): электродвигателя 1 с кулачковой муфтой 2, жестко укрепленной на его валу; двух подвижных кулачковых муфт 3 и 7, которые могут передвигаться по шейкам червяка 5 на шпонках при помощи тяги 6 и рукоятки 10; пружины 9; подшипников 4 и 15; кулачковой неподвижной муфты 8, связанной с маховичком 11; червячного колеса 12; приводного вала 13; цилиндрических шестерен 14 и 16 и коробки концевых выключателей, состоящей из червячного валика 17, червячного колеса 18, кулачков 19 и переключателей «Закрыто» и «Открыто».
Электропривод типа Д имеет дополнительный редуктор в составе промежуточного вала 20, цилиндрических шестерен 21, 22, 24 и 26, вала 23 и приводного кулачкового вала 27. Коробка концевых выключателей при помощи кулачков 25 присоединяется к дополнительному редуктору.
Во всех электроприводах вращение приводного вала начинается только после того, как кулачок червячного колеса упрется в кулачок приводного вала. Величина свободного хода составляет примерно от 30 до 45° угла поворота червячного колеса.