ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ СТАНЦИОННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
Все сварные трубопроводы, а также трубопроводы в собранном виде подлежат обязательному техническому освидетельствованию и гидравлическому испытанию с целью проверки прочности и плотности сварных соединений.
Гидравлическое испытание трубопроводов производится холодной водой при следующих величинах пробных давлений:
для сварных элементов трубопроводов (тройники, колена, компенсаторы и другие фасонные части) — рпр по ГОСТ 356-59;
для сварных блоков и узлов паропроводов и трубопроводов горячей воды в сборе—рцр = 1,25рра6;
для трубопроводов в сборе — — Рпр = 1>25рраб (где Рраб — рабочее давление среды в трубопроводах).
В табл. 4-12 представлены данные по классификации и обозначениям сварных швов различных видов станционных трубопроводов.
Данные составлены по нормали ЦКТИ МВН023-58 и распространяются на трубопроводы для следующих параметров:
пар 100 ата и 510° С; вода 185 кГ/см- и 230° С
» 100 » » 540° С » 185 » » 230° С
» 140 » » 570° С » 230 » » 230° С
» 140 » » 570° С
Для параметров пара 255 ата и 585° С и воды 380 кГ/см2 и 280° С нормаль на сварные швы еще не разработана.
Величина зазора С, принимаемого при стыковой сварке в зависимости от параметров среды и наружного диаметра труб D, следующая:
Параметры среды
Данные о расходе наплавленного металла на один сварной стык для труб различных диаметров и толщин стенки приведены в табл. 3-3.
Для водопроводов за рабочее давление принимается напор, который создают насосы при закрытых задвижках.
Трубопроводы, изготовленные из сварных труб и фасонных частей, должны проходить гидравлическое испытание без тепловой изоляции. Для трубопроводов высокого давления, изготовленных из бесшовных труб и литых или кованых фасонных частей, гидравлическое испытание разрешается производить с наложенной тепловой изоляцией, однако сварные стыки и фланцевые соединения при этом должны быть доступны для наблюдения.
При гидравлических испытаниях паропроводов большого диаметра должны быть приняты меры по временному усилению их опорных конструкций, так как при заполнении паропровода водой нагрузки от его веса могут значительно превысить расчетные.
ПРОКЛАДКА И ТРАССИРОВКА СТАНЦИОННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
Прокладка трубопроводов в помещениях электростанции может производиться на колоннах, стенах, на специальных опорных конструкциях на полу, а также на подвесках к перекрытиям. Допускается прокладка станционных трубопроводов в каналах проходного или непроходного типов.
Трассировка трубопроводных коммуникаций должна обеспечивать условия нормальной и надежной эксплуатации трубопроводов, необходимые перемещения при тепловых деформациях, а также минимальное гидравлическое сопротивление.
Эксплуатационное обслуживание трубопроводов должно предусматриваться с пола оперативных помещений или с соответствующих перекрытий здания электростанции. В тех
случаях, когда расстояние от нижней точки трубопровода до пола или перекрытия меньше 1,8 м, в местах оперативных проходов должны быть устроены специальные переходные лестницы.
Совместная прокладка станционных трубопроводов в одном помещении (каналах и пр.) друг с другом и с другими трубопроводами разрешается без всяких ограничений, за исключением совместных прокладок паропроводов I категории с любыми видами продуктопроводов, а также станционных трубопроводов всех категорий с трубопроводами химически едких, ядовитых и легковоспламеняющихся веществ, которые запрещены.
Станционные трубопроводы как в помещениях, так и в каналах могут укладываться в один или несколько рядов в плане и в один или несколько ярусов — по высоте.
Расстояние от трубопроводов до стен помещений или каналов, между соседними трубами в плане и по высоте, а также расстояния от трубопроводов до полов и перекрытий должны допускать возможность монтажа, ремонта, наложения изоляции и осмотра трубопровода и назначается в соответствии с данными, приведенными в табл. 4-13.
При прокладке трубопроводов в проходных каналах ширина эксплуатационных проходов между рядами труб в чистоте по наружной поверхности изоляции или выступающим частям опорных конструкций и арматуры должна быть не менее 500 мм, а высота не менее 1 800 мм.
В местах расположения арматуры ширина каналов должна быть достаточной для смены или ремонта арматуры на месте; в этих местах каналов допускается устройство местных расширений или камер. Минимальная ширина боковых проходов в таких камерах (от поверхности трубы до стенки канала) должна назначаться не менее 500 мм, а высота — не менее 1 800 мм.
Для станционных трубопроводов допускается применение гнутых П-образных, Г-образных, Ζ-образных и лирообразных компенсаторов, изготовляемых из тех же труб, что и сами трубопроводы. Компенсаторы этого типа пригодны для любых давлений и температур среды.
П-образные, Г-образные и Ζ-образные компенсаторы со сварными коленами, изготовленными из секторов труб или с крутозагнутыми коленами могут применяться для станционных трубопроводов категорий II, III и IV.
Линзовые компенсаторы, сваренные из штампованных дисков, работающих на прогиб, применяются в зависимости от диаметра труб для давлений 2,5 4 и 7 кГ/см2. Температурные пределы применения линзовых компенсаторов указываются в соответствующих нормалях и чертежах.
Допускается предварительная растяжка компенсаторов в холодном состоянии перед их закреплением в трубопроводе.
Холодная растяжка назначается в проекте трубопровода за счет укорочения одной из прямых труб на величину холодной растяжки.
Таблица 4-13
Габариты приближения трубопроводов к строительным конструкциям и сооружениям (мм)
Примечание. Величины, отмеченные звездочкой, предусмотрены Правилами Госгортехнадзора; остальные взяты по опыту проектирования и эксплуатации трубопроводов.
П-образные и лирообразные компенсаторы рекомендуется устанавливать в трубопроводах в горизонтальном положении; при отступлении от этой рекомендации должен быть обеспечен их дренаж.
Горизонтальные участки трубопроводов должны укладываться с уклоном не менее 0,001 в сторону дренажа. Этот уклон является достаточным для опорожнения только для жестких трубопроводов с малыми расстояниями между опорами.
При обычных расстояниях между опорами имеет место провисание отдельных участков трубопровода; величина уклона такого трубопровода определяется в проекте из расчета того, чтобы уклон 0,001 соответствовал минимальному углу наклона к горизонту касательной к дуге, образуемой наиболее провисшим участком трубопровода. Для уменьшения провисания сосредоточенные нагрузки (арматура, ответвления тройниками и врезками и т. п.) должны располагаться возможно ближе к опорам.
С учетом изложенного средние уклоны обычных трубопроводов высокого давления практически лежат в пределах 0,004-0,007.
Соблюдение попутности уклонов с направлением движения среды необязательно.
При проектировании трубопроводов необходимо по возможности избегать опусканий и подъемов, образующих в трубопроводах застойные участки или промежуточные верхние точки.
С целью компенсации возможных неточностей сборки трубопроводов и строительных конструкций зданий рекомендуется на некоторых прямых участках предусматривать монтажные припуски длиной 200-300 мм.
ДРЕНАЖИ СТАНЦИОННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
Для каждого трубопровода должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие возможность правильного его заполнения при пуске и опорожнения при отключении.
Верхние точки водопроводов должны снабжаться кранами для выпуска воздуха, а паропроводов — для обеспаривания. В качестве воздушников могут применяться специальные малопроходные краны или запорные вентили Dy 6-10.
Опорожнение водопроводов и паропроводов должно производиться в нижних точках каждого отключаемого задвижками участка через спускные штуцера и вентили Dy 20 и 25.
Должен быть предусмотрен дренаж нижних точек компенсаторов в случае их наклонной или вертикальной установки, а также отвод воды из нижних точек тупиковых линий и нижних точек изгибов трубопроводов.
Все участки паропроводов, которые могут быть отключены запорными органами, должны быть снабжены на концах (по ходу пара) штуцерами для периодической продувки и отвода конденсата при прогреве паропроводов. Если схема предусматривает возможность прогрева участков паропровода в обоих направлениях, продувка таких участков должна 6* предусматриваться с обоих концов. В качестве арматуры для линий продувки паропроводов применяются вентили .Dy 20 и 25. В отдельных случаях при прогреве длинных паропроводов больших диаметров для указанной цели могут применяться вентили Dy 32 и 50.
В паропроводах насыщенного пара, а также в тупиковых паропроводах перегретого пара должен предусматриваться непрерывный отвод конденсата посредством конденсатоотводчиков. Диаметр соответствующих дренажных линий и арматуры определяется расчетом тепловых потерь, но обычно не превышает Dy 20—32.
Количество и тип арматуры, устанавливаемой на спускных, продувочных и дренажных линиях, выбирается в зависимости от давления среды в главном трубопроводе, а именно:
при давлении среды в главном трубопроводе Рраб< 22 спускные, продувочные и дренажные линии должны отделяться от него одним запорным вентилем указанного выше диаметра;
при давлении среды в основном трубопроводе рраб>22 перечисленные линии должны отделяться от него двумя последовательно расположенными вентилями указанного выше диаметра, первый из которых по ходу отводимого потока должен быть запорным, а второй — регулировочным; линии обеспаривания паропроводов должны иметь два запорных вентиля;
при параметрах среды в основном трубопроводе, соответствующих ступени условного давления Ру>200, на каждой из названных линий должны последовательно устанавливаться запорный и регулировочный вентили, а также дроссельная шайба; на линиях обеспаривания установка дроссельных шайб не требуется.
Устройства для опорожнения, продувки и дренажа трубопроводов рекомендуется выполнять в виде совмещенных узлов, подключаемых к трубопроводу через один общий для каждого узла штуцер.
Дренажные устройства должны предусматривать возможность контроля за их работой во время прогрева и нормальной работы трубопровода.