УКАЗАНИЯ О БЛОЧНОМ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТРУБОПРОВОДОВ
На современном уровне строительства тепловых электрических станций станционные трубопроводы намечено изготовлять блоками, сваренными на трубопроводных заводах. Различаются два типа блоков станционных трубопроводов: заводские и монтажные (укрупненные) блоки.
Заводские блоки трубопроводов, полностью изготовляемые на специализированных трубопроводных заводах из отдельных деталей и элементов, должны удовлетворять условию, чтобы общие габариты собранного блока не превосходили железнодорожных габаритов. Максимальные размеры блоков, определяемые этим условием, получаются равными: длина — не более 11 м и ширина — до 2,6 м. Для экономии места при транспортировке блоки трубопроводов рекомендуется выполнять плоскими. Однако ввиду того, что полное соблюдение такого требования существенно ограничивает количество возможных блоков, разрешается изготовление блоков с элементами, выступающими из их плоскости на высоту до 1,1 м. Каждый изготовленный блок должен подвергаться на заводе термической обработке и испытаниям в соответствии с указаниями гл. 4, а также гидравлическому испытанию, о чем на чертежах блоков должны делаться соответствующие надписи.
Фланцы к блокам могут привариваться наглухо только тогда, когда расположение болтовых отверстий на них является безразличным. В тех случаях, когда фланцы связаны с арматурой или с соседними блоками, имеющими отводы или ответвления через тройники и т. п., фланцы только прихватываются к блоку с последующей окончательной приваркой при монтаже и уточнениями установки их по месту.
В состав блоков включается крепеж (шпильки, болты, гайки и шайбы) для фланцевых соединений блоков.
При разбивке трубопроводов на заводские блоки арматура и фланцевые соединения являются одной из «естественных» границ блоков. В число трубопроводных деталей, не входящих в состав блоков и поставляемых россыпью, входит арматура, иногда фланцы и, кроме того, отдельные детали прямых или гнутых труб, необходимые для сгона отдельных ветвей трубопроводов, а также отдельные отрезки труб, не укладывающиеся в пределы допустимых габаритов блока.
Монтажные укрупненные блоки собираются на монтажной площадке из заводских блоков перед установкой трубопроводов на место. Габариты и веса монтажных блоков трубопроводов назначаются монтажными организациями в зависимости от располагаемых такелажных и транспортных средств.
ТЕПЛОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ
Тепловой изоляции подлежат все трубопроводы, расположенные в помещениях и предназначенные для транспортировки среды с температурой более 45° С, а также трубопроводы, расположенные вне помещений при температуре транспортируемой среды выше 60° С.
Материалы, применяемые для изоляции трубопроводов, должны иметь высокие теплотехнические свойства, сохраняя их при длительном воздействии рабочих температур, а также должны быть несгораемыми и транспортабельными. В течение длительного срока службы теплоизоляционные материалы не должны вызывать коррозии металлических стенок трубопроводов.
В табл. 4-19 и 4-20 приведены данные по толщинам слоя и весам основных материалов, применяемых для изоляции трубопроводов.
В настоящее время наиболее распространена следующая конструкция тепловой изоляции трубопроводов. Основной теплоизоляционный слой состоит:
при рабочей температуре стенки трубы до 60° С из минерального войлока с битумной смазкой;
при температуре до 300° С — из стекловаты в виде набивки, прошивных матов или полос либо из скорлуп и плит из газобетона;
при температуре до 600°С из минеральной ваты, в виде набивки, прошивных матов или полос, из вулканитовых скорлуп и плит.
Армирующие элементы изоляции выполняются из проволочных крючков и штырей, проволочных сеток, колец и металлических бандажей.
Снаружи изоляция покрывается защитным покровом из асбозуритовых мастик, которыми промазывается вся поверхность и, особенно, стыки и зазоры в основном теплоизоляционном слое. В целях обеспечения долговечности и сокращения потерь тепла необходимо снаружи покрывать изоляцию тонким листовым алюминием или оцинкованной листовой сталью.
Для крепления изоляции на вертикальных участках трубопроводов через каждые 3—4 м должны прикрепляться опорные полки.
Фланцевые соединения и арматура, а так же места установки реперов для замера ползучести должны закрываться съемными, сборно-разборными теплоизоляционными конструкциями. Теплоизоляционные конструкции линзовых и других компенсаторов не должны препятствовать тепловым перемещениям.
Опорные элементы трубопроводов частично или полностью покрываются теплоизоляцией совместно с трубопроводами; при изолировании опор подвижного типа необходимо принимать меры, обеспечивающие их перемещения.
ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВАМ ДЛЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
При установке измерительных диафрагм или сопел для расходомеров на трубопроводах должны предусматриваться прямые участки следующих размеров: до измерительной диафрагмы (сопла) —l>40Dв, после измерительной диафрагмы— l + 5Dв (где Dв — внутренний диаметр трубы).
В трубопроводах высокого давления рекомендуется установка вварных конструкций измерительных сопел и диафрагм по соответствующим МВН.
Для установки манометров прямого действия, термометров, термопар и пр. в трубопровод ввариваются различные штуцера и бобышки, нормализованные в системе МВН.
Штуцера и бобышки должны быть изготовлены из стали той же марки, что и основные трубы; импульсные трубы от штуцеров к приборам независимо от характера и температуры среды изготовляются из углеродистой стали марки 20; для давлений выше 16 ати должны применяться бесшовные трубы Dу 10-15; для давлений до 16 ати могут применяться сварные трубы.
На штуцерах для контрольно-измерительных приборов необходимо предусматривать устройства для временного заглушения во время гидравлических испытаний трубопроводов.