Содержание материала

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННОМ РАСЧЕТЕ, ФИНАНСАХ И УЧЕТЕ НА АЭС
15.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА И ФИНАНСОВ
НА АЭС
Хозяйственный расчет — это метод планового ведения хозяйства на социалистических предприятиях, требующий соизмерения затрат и результатов производства в денежном выражении, возмещения расходов предприятия собственными доходами и обеспечения рентабельности производства. Хозяйственный расчет обеспечивает экономическую ответственность предприятий и материальную заинтересованность отдельных работников в повышении эффективности производства. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования представляет собой совокупность экономических рычагов и организационных форм, основными из которых являются цены, прибыль, система экономического стимулирования предприятий и материального поощрения отдельных работников. Основными принципами являются самоокупаемость предприятия, хозяйственно-оперативная самостоятельность предприятия, материальная заинтересованность и материальная ответственность предприятия за результаты деятельности, контроль рублем за деятельностью предприятия.
АЭС являются хозрасчетными предприятиями. Хозрасчетным признаком АЭС является то, что она обладает правами юридического лица, осуществляет деятельность на основе Положения о социалистическом государственном предприятии, имеет законченный бухгалтерский баланс и расчетный счет в банке, самостоятельно реализует свою продукцию. Для АЭС утверждаются показатели государственного плана, по результатам выполнения которых осуществляется экономическое стимулирование производственного коллектива.
АЭС имеет уставный фонд, который образуется как совокупность выделенных и закрепленных за электростанцией основных и оборотных средств. Необходимо отметить, что хозрасчетное положение АЭС во многом отлично от электростанций других типов, что обусловлено существующей системой управления энергетикой.
В настоящее время в энергетике основным хозрасчетным звеном является энергосистема, которая поддерживает финансово- экономические взаимоотношения с вышестоящими организациями, потребителями энергии, поставщиками и подрядчиками, а также государственным бюджетом и банками. Электростанции являются, как правило, производственными единицами энергетического производственного объединения (энергосистемы). Финансовые отношения электростанции ни с энергосистемами, ни с потребителями не осуществляют.
АЭС в отличие от электростанций других типов в состав энергосистем не входят. Они напрямую подчиняются Минатомэнерго СССР. На электроэнергию, отпускаемую от АЭС в сеть, установлен внутрисистемный договорный тариф (см. § 8.5). Продажа продукции собственного производства не только отличает АЭС от электростанций других типов, но и создает необходимые условия для полного хозяйственного расчета. Вместе с тем АЭС сохраняют ряд особенностей, свойственных электростанциям, входящим в состав энергосистем; эти особенности ограничивают хозяйственную самостоятельность АЭС. Так, режим работы АЭС устанавливается согласно диспетчерскому графику, задаваемому объединенным диспетчерским управлением, и АЭС не может самостоятельно увеличить объем вырабатываемой электроэнергии.
Объем производства энергии и показатели, характеризующие экономическую эффективность производства энергии, находятся под влиянием факторов, зависящих не только от коллектива АЭС. Электроэнергия, производимая АЭС, отпускается в общую сеть энергосистемы, которая распределяет эту энергию между потребителями и ведет с ними расчеты, т. е. АЭС не управляет всем производственным циклом.
В последние годы в нашей стране проводится планомерная работа по расширению хозяйственной самостоятельности предприятий. Сокращено количество плановых показателей, утверждаемых предприятиям в централизованном порядке. Повышена роль таких экономических показателей, как цена, прибыль. Введена плата за производственные фонды, призванная заинтересовывать производственные коллективы в интенсивном их использовании. Существенно изменились методы экономического стимулирования, направленные на повышение заинтересованности предприятий в принятии напряженных плановых заданий и эффективном использовании ресурсов, в росте рентабельности производства. В этих целях на предприятиях образуются ФЭС (см. § 8.6, 10.1), Источником образования ФЭС является прибыль АЭС.
В целях максимальной мобилизации внутренних резервов и экономии используемых материальных и денежных ресурсов на атомной станции организуется финансово-экономическая работа.
Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, в результате которых образуются, распределяются и используются денежные доходы и накопления. Руководство финансово-кредитной системой в стране осуществляют Министерство финансов СССР, Государственный банк СССР (Госбанк СССР), Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР). В министерствах, крупных объединениях и предприятиях финансовую работу осуществляют финансовые управления или отделы, а на атомной станции финансовые группы, входящие в состав бухгалтерии.
Основным финансовым документом АЭС является финансовый план. Финансовый план составляет заключительный раздел техпромфинплана, в денежном выражении обобщающим все плановые показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В финансовом плане определяются основные направления использования денежных средств, отражаются денежные взаимоотношения АЭС с вышестоящей организацией, банками, другими предприятиями и государственным бюджетом. При разработке финансового плана атомной станции осуществляется расчет норматива оборотных средств, амортизационных отчислений с выделением суммы, направляемой на финансирование капитальных вложений и капитального ремонта; платежей по процентам за банковский кредит И др.
Финансовый план составляется на год в форме баланса доходов и расходов с распределением важнейших показателей по кварталам. В основу его построения принимаются показатели прибыли, рентабельности, платежей в бюджет, ассигнований из бюджета, а также сумм, изымаемых вышестоящей организацией или получаемых от нее в порядке перераспределения. Основными документами, которыми пользуются при составлении баланса доходов и расходов, помимо названных выше плановых расчетов, являются бухгалтерские балансы и отчеты, материалы оперативного учета, план реализации и прибыли, план капитальных вложений и капитального ремонта, расчеты использования оборотных средств и фондов экономического стимулирования.
Принцип построения финансового плана одинаков для всех уровней энергетических предприятий. Финансовый план разрабатывается в виде баланса доходов и расходов и состоит из трех разделов: 1. Доходы и поступления средств. 2. Расходы и отчисления. 3. Взаимоотношения с бюджетом. Разделы и статьи баланса определенным образом взаимосвязаны.
Баланс доходов и расходов предприятия отражает промышленно-производственную и непромышленную деятельность, В доходной части баланса (раздел 1) отражается прибыль. От выполнения плана прибыли во многом зависит формирование расходной части баланса.
В доходной части учитываются также внутренние источники финансирования предприятия: амортизационные отчисления, используемые на капитальный ремонт и модернизацию; экономия и прибыль от капитального строительства, выполняемого хозяйственным способом, и др.
В расходах и отчислениях (раздел 2) учитываются объемы централизованных капитальных вложений, расходы на капитальный ремонт, прирост норматива собственных оборотных средств, отчисления в фонды экономического стимулирования. В этом разделе отражаются также взаимоотношения АЭС с вышестоящей организацией: изъятие части прибыли в резерв министерства, перераспределение амортизационных отчислений и др.
Заключительным разделом баланса доходов к расходов является раздел 3 «Взаимоотношения с бюджетом». В этом разделе отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета по конкретным направлениям. Раздел составляется на основании расчетов платы за производственные фонды и свободного остатка прибыли, а также ассигнований из бюджета на капитальные вложения, подготовку кадров, НИР, детские учреждения и различные социально-культурные мероприятия.
Финансовое планирование — лишь часть финансовой работы на атомной станции. Кроме того, финансовая группа АЭС осуществляет:
составление заявок на кредитование пусковых расходов, топлива и сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;
разработку оперативных финансовых планов и платежных календарей;
проведение кредитных и расчетных операций с Госбанком и финансовыми органами;
перечисление платежей в Государственный бюджет СССР, а также средств амортизационного фонда на финансирование затрат по капитальным вложениям;
строгое соблюдение кассовой дисциплины и контроль за правильным расходованием полученных в учреждениях банков средств согласно целевому назначению;
своевременный и достоверный учет и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности АЭС и др.
Таким образом, финансовая работа может быть подразделена на такие самостоятельные участки, как планирование финансов и кредита; оперативно-финансовая работа; экономический анализ состояния и использования финансовых ресурсов.