Содержание материала

Своевременное обеспечение информацией всех звеньев аппарата управления и производства является непременным условием эффективной работы предприятия. В зависимости от того, фиксируется или не фиксируется используемая информация, ее разделяют на недокументированную и документированную. Недокументированная информация передается в виде устных или визуальных сообщений: непосредственно, по телефону, с помощью видеотерминальных устройств и т. д. Документированная информация передается в виде документов.
Каждый документ предназначен для фиксирования определенных сведений, связанных с теми или иными их источниками. Эти сведения являются элементами — реквизитами документа; ими, например, являются: название документа, дата и место его составления, должность и фамилии подписавших его лиц, резолюция, гриф утверждения, отметка о контроле, визы, текст и др. Совокупность реквизитов называется формуляром документа. Число реквизитов строго ограничено для многих документов. Отсутствие или неправильное указание какого-либо реквизита делает документ недействительным.
Формуляр, установленный для определенной разновидности документов, называется типовым. Он характеризуется определенным количеством реквизитов, расположенных в строгой последовательности.
В управлении производством невозможно обойтись без широкого использования документированной информации, так как она обладает рядом очень важных свойств, которые отсутствуют в недокументированной: возможность сохранения и многократного использования и передачи, тиражирования и др. Документированная информация в отличие от недокументированной значительно меньше подвержена искажениям и потерям. Однако документирование информации требует больших затрат времени и средств. Цикл принятия и исполнения решений становится более длительным. В связи с этим не рекомендуется использовать документированную информацию, когда в этом нет необходимости.
В ГОСТ 6.10.2—75 «Унифицированные системы документации. Термины и определения», документ определяется как «материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную в установленном порядке, имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение». В настоящее время разработаны или находятся в стадии завершения разработки пятнадцать унифицированных систем документации.

Под унифицированной системой документации понимается система документации, представляющая собой рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, отвечающих единым правилам и требованиям и содержащих информацию, не обходимую для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности на основе применения экономико-математических методов и средств вычислительной техники (ГОСТ 6.10.2-75). К таким системам документации относятся унифицированная система (УС) стандартов и технических условий; УС проектно-конструкторской и технологической документации; УС проектной документации по капитальному строительству; УС плановой документации (ГОСТ 6.11.1-75, ГОСТ 6.11.2-75); УС отчетностатистической документации (ГОСТ 6.12.1-75, ГОСТ 6.12.2-75); УС первичной учетной документации (ГОСТ 6.13Л-75, ГОСТ 6.13.2-75); УС организационно-распорядительной документации (ГОСТ 6.15.1 -75, ГОСТ 6,39-72); УС документации по материально-техническому снабжению и сбыту (ГОСТ 6.16.1-75, ГОСТ 6Л6.2-75) и др.
Особо важное значение имеет УС организационно-распорядительной документации (УС ОРД), так как она используется для выполнения всех функций управления; остальные УС относятся к специальной документации и предназначаются для выполнения определенных функций. УС ОРД включает следующие формы документов: акт, деловое письмо, докладная записка, заявление, инструкция, кадровая анкета, объяснительная записка, положение, постановление, правило, представление, приказ, протокол, распоряжение, решение, структура и штатная численность персонала, устав, штатное расписание.
В ГОСТ закреплены требования к документам. Эти требования разделяются на общие, предъявляемые ко всем без исключения документам государственных органов, и на специальные. Общие требования состоят из юридических, технологических и эргономических. Они устанавливают правомочность издаваемых документов, необходимые реквизиты и их расположение. Специальные требования предъявляются к документам отдельных систем, например необходимость гербовой печати на банковских документах.
Существуют определенные правила оформления документов, которые кратко можно сформулировать следующим образом.

  1. Текст документа должен быть четким, кратким, безупречно грамотным, точно и правильно освещать вопросы и факты и не должен допускать различных толкований.
  2. Для сокращения объема документа целесообразно разделить его на части с хорошо сформулированными заголовками и строить по принципу постепенного раскрытия содержания материала, начиная с общих и наиболее важных положений и кончая частными и второстепенными сведениями.
  3. Для сокращения объема текстов в документах рекомендуется применение телеграфного стиля и типовых текстов, деление текста на четкие структурные части; при этом сокращается объем текста за счет исключения переходов от одной фазы к другой. Для ответа рекомендуется также использовать письма-подлинники; ответ пишется на свободном участке подлинника, а отправителю посылается его копия.
  4. Для лучшего восприятия материала в отчетных документах целесообразно применять информирование по отклонениям, опуская показатели, которые соответствуют планам, заданиям и нормам.

Большая часть документов имеет индивидуальный текст, который составляется заново. Однако большинство производственных ситуаций носит повторяющийся характер, и для их описания на многих предприятиях используются тексты одного содержания— типовые. Они фиксируются на бланках, которые содержат трафаретную часть, заранее напечатанную, и изменяющуюся часть. Последняя пишется от руки или на пишущей машине. Применение типовых текстов позволяет сократить время составления документа в 3—5 раз, а затраты на унификацию текстов окупаются за 1,5—2 года.
Работы, связанные с оформлением и использованием ОРД (регистрация, оформление, транспортировка, учет, контроль исполнения, хранение и поиск документов), относятся к делопроизводству. На АЭС делопроизводство ведет административно-хозяйственный отдел (группа) или канцелярия. Следует заметить, что перечисленные операции производятся и со многими другими документами, не относящимися к организационно-распорядительным (чертежами, микрофильмами, фотографиями, отпечатанными текстами и др.), но выполняются не делопроизводственной службой, а практически всеми функциональными подразделениями АЭС. Вместе с тем такие операции, как прием поступивших извне документов, отправка документов с АЭС и их транспортировка внутри АЭС, осуществляются делопроизводственной службой независимо от вида документов.
Нормативным документом по делопроизводству является «Единая государственная система делопроизводства» (ЕГСД), которая формулирует требования к оформлению служебных документов, их регистрации, организации контроля исполнения, составлению номенклатур и формированию дел, подготовке документов для использования и хранения. ЕГСД — свод правил, нормативов и рекомендаций по ведению делопроизводства, начиная с момента поступления или создания документов до сдачи их в архив.
Основным руководящим документом, определяющим организацию работы с документами, является инструкция по делопроизводству. Она разрабатывается на основе материалов ЕГСД и государственных стандартов на ОРД.

Рис. 10.10. Содержание программы работ по стандартизации в атомной энергетике стран — членов СЭВ