Содержание материала

Годовой план предприятия, называемый техпромфинпланом, представляет собой развернутую (по разделам и показателям) годовую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива АЭС, направленную на выполнение заданий пятилетнего плана при рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов. Техпромфинплан разрабатывается на соответствующий год пятилетки о распределением заданий по кварталам планируемого года. Основанием для разработки годового плана является пятилетний план, а также так называемый «приказ № 1», в котором ставятся задачи, которые должны быть решены в предстоящем году.
Например, на Белоярский АЭС в приказе № 1 приводятся мероприятия по повышению ядерной, общей и технической безопасности, выполнению директивных документов Минатомэнерго СССР, устранению отступлений от ПТЭ, повышению надежности оборудования, по экономии материальных и топливно- энергетических ресурсов, развитию новой техники и модернизации оборудования, развитию и совершенствованию систем вычислительной техники, научно- исследовательским и опытно-конструкторским работам, НОТ, ремонту основного оборудования и т, д.
Общее руководство подготовкой годового плана на атомной станции осуществляет директор, а методическое руководство — начальник планово-экономического отдела. В разработке плана принимают активное участие все функциональные подразделения АЭС, цехи и общественные организации.
Важной особенностью годового плана является его комплексность, заключающаяся во взаимной связи и сбалансированности всех разделов плана. Годовой план разрабатывается по тем же разделам, что и пятилетний план (рис. 12.3).
Кратко поясним содержание разделов годового плана.

  1. Производство и реализация продукции. Этот раздел плана является центральным, так как он составляет основу для разработки всех остальных разделов техпромфинплана. Раздел состоит из плана использования производственных мощностей, производственной программы и плана по реализации. План использования производственных мощностей составляется по показателям, приведенным в § 5.3. Определение производственной программы для АЭС состоит в расчете ожидаемой выработки и отпуска электрической и тепловой энергии с учетом графика ремонта оборудования. Отпуск электроэнергии определяется с учетом расхода ее на технологические (собственные) и хозяйственные нужды АЭС. Составляющими расхода электроэнергий на собственные нужды АЭС являются расход электроэнергии на главные циркуляционные насосы (ГЦН) и другое насосное оборудование, механизмы хранилища жидких отходов, бассейнов выдержки (шахт) и т. д.


Рис. 12.4. Нормативная характеристика суточного расхода электроэнергии на собственные нужды энергоблока № 3 Белоярской АЭС:
1 —  расход электроэнергии на собственные нужды при работе на двух петлях; 2 — расход электроэнергии на собственные нужды при работе на трех петлях (летний период); 3 — расход электроэнергии на собственные нужды при работе на трех петлях (зимний период)
Расход электроэнергии на хозяйственные нужды АЭС включает расход в служебных и административных зданиях, механических мастерских, ремонтно-строительном цехе и т. п.
Отпуск тепловой энергии определяется с учетом потребления тепла на собственные нужды АЭС и потерь тепла, связанных с его отпуском. На собственные нужды тепло потребляется при продувке парогенераторов, дезактивации оборудования, пусках и остановах ЯЭУ и т. д. К потерям тепла при его отпуске относятся потери от наружного охлаждения, при очистке возвращаемого потребителями загрязненного конденсата и т. д.
При планировании применяются нормы расхода энергии на собственные нужды, которые определяются по нормативным характеристикам (рис. 12.4).
Объем реализованной продукции в стоимостном выражении для АЭС определяется по (12.2).

  1. Техническое развитие и организация производства. В этом разделе плана разрабатывается система мероприятий по повышению технического и организационного уровня производства на основе внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации оборудования, совершенствования систем управления и планирования, внедрения НОТ. В состав раздела входит также план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  2. Повышение экономической эффективности производства. Главное внимание при разработке техпромфинплана должно уделяться повышению эффективности производства. При этом следует предусматривать рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов на основе внедрения достижений НУП, совершенствования системы организации труда, производства и управления, дальнейшего развития социалистического соревнования, распространения передового опыта и укрепления дисциплины труда. В этом разделе приводятся показатели, отражающие степень эффективности деятельности АЭС и рациональность использования ресурсов.
  3. Нормы и нормативы. В разделе содержится обоснование различных видов норм и нормативов, составляющих расчетную базу техпромфинплана: затрат труда и заработной платы; расхода и запасов топлива, материалов и энергии; капитальных вложений и капитального строительства; охраны окружающей среды и т. д.
  4. Капитальные вложения и капитальное строительство. Раздел определяет необходимый объем капитальных работ и капитальных вложений, в том числе объем и направление работ по расширению и реконструкции предприятия, ввод в действие новых основных фондов и производственных мощностей, определение объемов финансирования капитальных работ.
  5. Материально-техническое снабжение. В разделе определяется потребность АЭС в материальных ресурсах в натуральном и денежном выражении, а также формулируются задания по экономии материальных и энергетических ресурсов.
  6. Труд и кадры. Раздел состоит из плана повышения производительности труда, плана численности работающих, плана подготовки и повышения квалификации кадров и плана по заработной плате.
  7. Себестоимость, прибыль и рентабельность производства. Раздел включает составление смет общестанционных, цеховых, вне производственных и других расходов, определение себестоимости всей продукции и единицы продукции, планирование снижения себестоимости продукции, составление сметы затрат на производство по АЭС в целом, планирование прибыли и рентабельности.
  8. Фонды экономического стимулирования. В разделе составляются план образования фондов развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и сметы их использования.
  9. Финансовый план. Он содержит денежный баланс доходов и расходов и расчетные формы для определения статей баланса.
  10. Социальное развитие коллектива. Этот раздел плана состоит из следующих подразделов: Изменение социально-демографического и профессионально-квалификационного состава коллектива; повышение общеобразовательного уровня работников: сокращение числа работников, занятых ручным трудом; закрепление кадров на производстве; улучшение условий и охраны труда; укрепление здоровья работников; улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников и членов их семей; развитие подсобных хозяйств предприятия; коммунистическое воспитание трудящихся и развитие их трудовой и творческой активности; развитие демократических начал в управлении производством.
  11. Охрана природы и рациональное использование природных


Рис. 12.5. Содержание нормативной базы на атомной станции

Включаются мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов, охране воздушного бассейна, охране и рациональному использованию земель и т. д.
По сравнению с ТЭС планирование на атомной станции имеет ряд особенностей.

  1. Имеются объекты планирования, отсутствующие на ТЭС, например ядерная и радиационная безопасность.
  2. Недостаточная нормативная база. Это связано с относительно небольшим опытом эксплуатации АЭС и сложностью установления норм в условиях нестабильности работ, опытного характера эксплуатации и ремонта, больших неопределенностей в ожидаемых уровнях облучения персонала и др. Однако работа по созданию нормативной базы на АЭС, содержание которой приведено на рис. 12.5, ведется, и она постепенно расширяется.
  3. Методические трудности планирования затрат на ядерное топливо. Сложности в таких расчетах возникают из-за необходимости учета многочисленных, постоянно изменяющихся параметров топливного цикла, неопределенностей в длительности кампании и глубине выгорания ядерного топлива, учета режима частичных перегрузок ядерного топлива и наличия переходного периода работы реактора, возможности регенерации отработавшего топлива.
  4. Сложность планирования ремонтов, связанная прежде всего с невозможностью точного определения дозозатрат и численности ремонтного персонала и др.

В условиях специфики АЭС большое значение имеет налаженная система корректировки планов, особенно относящихся к ремонту. Применительно к ремонту функции планирования очень важны как в период подготовки к нему, так и непосредственно в процессе проведения.
На зарубежных АЭС на период остановов блоков в состав ремонтного персонала вводятся плановики, специализирующиеся по группам оборудования, техпроцессу, кадрам, а также специальный координатор работ (диспетчер). На отечественных АЭС организуются службы подготовки и управления ремонтами. Вариант построения такой службы показан на рис, 12.6.
В работах зарубежных авторов указывается, что планирование, инспекция и оформление документов занимают на атомной станции в отличие от ТЭС значительно больше времени, чем собственно ремонтные работы. Обращается внимание на необходимость очень больших усилий для создания эффективной системы планово- предупредительных ремонтов. Приводится пример, когда АЭС "Библис" превратилась в «бумажную фабрику» с повышенной производительностью: была систематизирована информация по 70 000 позиций, соответствующим узлам, единицам оборудования и другим данным и т. д. На эту работу было затрачено около 330 чел-дней. Все данные кодировались для поиска из централизованного архива и обработки на ЭВМ. Созданная на этой основе картотека содержит все технические и нормативно-организационные документы, необходимые для проведения ремонтов; планы проведения осмотров и ремонтов основного оборудования с данными о трудозатратах, численности персонала, длительности простоя, мероприятиями по технике безопасности и т. п., а также скорректированные заказы-наряды по ранее выполненным работам.
Приведенный пример показывает, что только при целенаправленной, планомерной и длительной работе можно создать предпосылки для успешного планирования на атомной станции. На отечественных АЭС с 1977 г. действует система сбора и обработки информации по надежности оборудования, которая позволяет в определенной мере систематизировать опыт и совершенствовать управление и планирование при проектировании, монтаже и эксплуатации АЭС, а также в энергомашиностроении,
В разработке техпромфинплана можно выделить три этапа.
Первый этап—подготовительный, в процессе которого осуществляются: комплексный технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности АЭС в текущем году; определение ожидаемых годовых итогов работы АЭС и ее подразделений; выявление внутренних резервов производства и разработка мероприятий по их использованию.

Рис. 12.6. Структура и основные функции службы подготовки и управления ремонтами
Второй этап— разработка проекта техпромфинплана на следующий год. Основой для проекта плана являются плановые показатели и экономические нормативы соответствующего года пятилетнего плана с необходимой конкретизацией и добавлением предложений АЭС о принятии встречного плана, т. е, плана с более высокими показателями по сравнению с заданиями, предусмотренными на данный год пятилетнего плана. Таким образом, процесс разработки годового плана начинается снизу — с предприятий. Встречные планы, принятые по инициативе коллектива АЭС, включаются в состав годового плана. Во встречном плане АЭС учитываются встречные планы цехов, а также личные встречные планы и социалистические обязательства работников.
Третий этап — уточнение проекта техпромфинплана, т. е. после получения директивных показателей от Минатомэнерго СССР составляется окончательный техпромфинплан на соответствующий год пятилетки, который и утверждается.
Разработанный годовой план должен предусматривать напряженные задания. Напряженность плана определяется путем сопоставления намеченных в плане показателей {объема отпуска энергии, себестоимости, производительности труда и других показателей) с этими показателями по проектным данным и прогрессивным нормативам, достигнутым на передовых АЭС и ТЭС.