ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
УПРАВЛЕНИЕ В ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ
АЭС — СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
АЭС является социалистическим производственным предприятием. Деятельность АЭС, как и любого предприятия в нашей стране, базируется на социалистической собственности на средства производства, плановом развитии, коммунистическом отношении работников к труду и определяется Положением о социалистическом государственном производственном предприятии. В Положении подчеркивается, что работа промышленного предприятия основывается на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью.
Основные принципы организации социалистического предприятия следующие:
- Плановость. Предприятия работают в соответствии с государственным планом, в котором отражаются все стороны его деятельности: производственная, экономическая, научно-техническая, социальная. План предприятия является частью народнохозяйственного плана, в котором отражена стратегическая линия КПСС. План является законом для предприятия.
- Обеспечение непрерывности технического прогресса. Предприятие непрерывно совершенствует технику, технологию и организацию производства в целях повышения надежности и безопасности производства, уменьшения затрат ресурсов и улучшения социальных условий.
- Соблюдение режима экономии и хозяйственного расчета. Хозяйственный расчет — метод планового руководства, обеспечивающий соизмерение затрат с результатами производства в денежной форме. Каждое предприятие, руководствуясь этим принципом, должно так организовать свою деятельность, чтобы не только окупались затраты на производство, но и создавались накопления.
Управление предприятием осуществляется на основе единоначалия администрации, но при активном участии трудового коллектива. Рабочие и служащие участвуют в управлении производством под руководством партийной и комсомольской организаций через профессиональные союзы, органы народного контроля, общие собрания, постоянно действующие производственные сочетания (ПДПС), конференции и различные творческие объединение (НТО, ВОИР, Совет молодых специалистов и др.).
Взаимные обязательства администрации и коллектива рабочих, ИТР и служащих АЭС по выполнению планов в различных областях деятельности АЭС фиксируются в коллективном договоре, заключаемом ежегодно. Заключению коллективного договора предшествует сбор предложений от трудящихся и их широкое обсуждение в коллективе.
Для АЭС, как и для любого предприятия, утверждается устав и оформляется паспорт. В уставе определяется наименование предприятия и его местонахождение, наименование вышестоящей организации, которой непосредственно подчинено предприятие, предмет и цель его деятельности, уставный фонд (выделенные предприятию государством основные и оборотные фонды) и перечень реквизитов счетов в банке, порядок отчетности и др. АЭС является: юридическим лицом со дня утверждения ее устава.
Паспорт АЭС содержит данные о наличии и использовании мощностей, основных фондах и капитальном строительстве, материальных ресурсах, трудовых ресурсах, финансовых показателях, показателях социального развития и др. Данные, содержащиеся в паспорте, необходимы для оценки уровня и резервов (потенциальных возможностей) производства и используются при планировании.
Деятельность социалистического предприятия разделяется на промышленную и непромышленную. Промышленная деятельность АЭС включает подготовку и осуществление основного технологического процесса преобразования энергии ядерного топлива в тепловую и электрическую энергию, проведение ремонтов оборудования, зданий и сооружений, обеспечение ядерной, общей и радиационной безопасности, материально-техническое снабжение производства и другие работы. Затраты на промышленную деятельность· включаются в себестоимость энергии, отпускаемой АЭС.
Непромышленная деятельность направлена на удовлетворение бытовых и культурных потребностей членов трудового коллектива и их семей. К этой деятельности относится строительство, эксплуатация и ремонт жилых домов, детских учреждений, больниц и поликлиник, объектов культуры и спорта. Затраты па непромышленную деятельность не включаются в себестоимость энергии, а финансируются из следующих источников; фондов экономического- стимулирования, государственных капитальных вложений, платежей населения, ассигнований из государственного бюджета.
На АЭС формируются фонды экономического стимулирования (ФЭС), объем которых находится в прямой зависимости от результатов деятельности АЭС (см. § 8.6).
Рис. 10.1. Фонды экономического стимулирования предприятия
Состав ФЭС, источники их образования и направления использования показаны на рис. 10.1. Наряду с ФЭС создаются и фонды специального назначения — спецфонды. К ним относятся: единый фонд развития науки и техники (в министерстве); фонды: научных исследований и новой техники, ширпотреба, премирования по итогам социалистического соревнования и др. Спецфонды вместе с ФЭС призваны усилить коллективную заинтересованность в росте производства, росте его эффективности, ускорении НТП.