Социалистическое соревнование в нашей стране является методом коммунистического строительства; оно представляет особую форму социальной активности трудящихся, направленной на выполнение планов и повышение эффективности производства. «Социализм,— указывал В. И. Ленин, — не только не угашает соревнования, а, напротив, впервые создает возможность применять его действительно широко, действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами».
В решениях ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС, в постановлении ЦК КПСС «О совершенствовании организации, практики подведения итогов социалистического соревнования и поощрения его победителей» (1983 г.), на встрече в ЦК КПСС с ветеранами стахановского движения, передовиками и новаторами производства 20 сентября 1985 г. поставлена задача повысить действенность социалистического соревнования, усилить его роль в интенсификации экономики, более эффективном использовании производственного потенциала, быстрейшем внедрении достижений науки и техники, развитии трудовой и социальной активности трудящихся и в обеспечении на этой основе дальнейшего укрепления экономического и оборонного могущества Родины и роста народного благосостояния. Новые требования к соревнованию обусловлены также совершенствованием хозяйственного механизма, возрастанием роли трудовых коллективов, распространением бригадных форм организации и стимулирования труда и необходимостью всемерного укрепления социалистической дисциплины.
Главное внимание соревнующихся должно быть сосредоточено: на ускорении темпов роста производительности труда, ускорении НТР, лучшем использовании производственных мощностей, топлива, энергии, рабочего времени и укреплении трудовой дисциплины.
Соревнование в условиях социалистического производства выполняет три функции: экономическую — способствует повышению производительности труда и росту эффективности производства; социально-политическую — является формой участия масс в управлении производством (например, во встречном планировании); идейно-воспитательную — является средством воспитания коммунистического отношения к труду.
Основными принципами организации социалистического соревнования, сформулированными В. И. Лениным в первоначальном варианте статьи «Очередные задачи Советской власти», являются: гласность, сравнимость результатов, возможность повторения опыта передовиков соревнования.
Принцип гласности означает, что «секреты» мастерства не прячутся от «конкурентов», как это имеет место в условиях капиталистического общества, а, наоборот, становятся общим достоянием. «Введение гласности в этой области, — указывал В. И. Ленин,— само по себе будет уже громадной реформой и послужит к привлечению широких народных масс к самостоятельному участию в решении этих вопросов, всего более затрагивающих массы» . Практическое осуществление принципа гласности состоит в том, что каждый участник социалистического соревнования постоянно должен знать, каких результатов он добился в трудовом соперничестве и как обстоят дела у его товарищей. В цехах и на участках имеется оперативная и наглядная информация о ходе трудового соперничества, результаты передовиков и методы их работы сразу становятся известны всем. Кроме того, формами обеспечения гласности являются собрания, конференции, вечера трудовой славы, передачи по радио, выставки, доски почета и др.
Содержанием ленинского принципа сравнимости результатов является сопоставимость затрат труда, результатов и условий, в которых соревнуются. Для соблюдения этого принципа важна оценка степени напряженности принятых планов и обязательств.
Соблюдение принципа повторения опыта передовиков позволяет подтягивать отстающих до уровня передовиков. На предприятиях организуется система изучения и внедрения передового опыта. Эта система включает: 1) сбор, анализ и ознакомление работников с публикациями по передовому опыту в области науки, техники и экономики в технической литературе, журналах, различных информационных изданиях; 2) командировки специалистов на родственные предприятия; 3) организацию выставок, совещаний, конференций, школ передового опыта, конкурсы профессионального мастерства по основным профессиям рабочих, объединение лучших бригад с отстающими и др.
Организация соревнования включает три этапа: разработку условий соревнования и принятие социалистических обязательств (подготовительный период); организацию соревнований и выполнение социалистических обязательств; подведение итогов соревнования (заключительный период). Организация соревнования является важной функцией управления производством и обязанностью не только партийной и общественных организаций АЭС, но и руководителей всех уровней от директора до мастера.
При организации соревнования определяются: основные задачи, стоящие перед коллективом в предстоящем периоде; коллективы, между которыми организуется соревнование (цехи, участки, вахты, бригады, отделы, профессии); формы организации соревнования; основные показатели работы, учитываемые при подведении итогов; порядок и сроки подведения итогов соревнования; способы и средства распространения передового опыта; условия поощрения победителей в соревновании (количество классных мест, размеры денежных премий, порядок присвоения почетных званий и т. д.).
Основными видами соревнования на атомной станции являются: соревнования между цехами и отделами, соревнования между сменами АЭС, соревнование за звание «Лучший по профессии», «Лучший мастер», «Лучший ИТР» и др. Кроме того, АЭС участвует во Всесоюзном социалистическом соревновании коллективов объединений, предприятий и организаций, прорабских и мастерских участков, бригад и рабочих основных профессий отрасли за успешное выполнение и перевыполнение заданий пятилетки.
Все подразделения АЭС объединяются в однородные группы, в которых проводится соревнование.
Например, на некоторых АЭС выделяются четыре группы и сквозные вахты. К первой группе относятся следующие цехи: реакторный, турбинный, электрический, химический, тепловой автоматики и измерений, централизованного ремонта. Во вторую группу входят отдел охраны труда и техники безопасности, отдел оборудования, цех теплоснабжения и подземных коммуникаций, ремонтно-строительный цех, лаборатория вентиляции, объединенный вспомогательный участок. К третьей группе относятся цех наладки и испытаний, научно- исследовательский отдел, отдел капитального строительства, конструкторско- технологический отдел, лаборатория металлов, лаборатория метрологии. Четвертая группа включает отделы управления АЭС: производственно-технический, планово-экономический, материально-технического снабжения, кадров, бухгалтерию, канцелярию и др.
При оценке результатов, достигнутых в соцсоревновании, учитываются основные и дополнительные показатели. К основным показателям на атомной станции относятся выполнение мероприятий по вводу в эксплуатацию новых энергоблоков, выполнение экономических показателей плана, выполнение месячного плана работы, отсутствие нарушений ПТЭ, ПТБ, ППБ, ПГГТН и отсутствие нарушений производственной и трудовой дисциплины, требований режима и нарушений в быту. К дополнительным показателям относятся активность участия в смотре по экономии и бережливости, учебно- воспитательная работа, спортивно-массовая работа, культурно- массовая работа, комсомольская работа; организация соцсоревнования и развитие наставничества.
Распространенной формой соревнования среди рабочих является соревнование по лицевым счетам экономии, а среди ИТР — по личным творческим планам.
Лицевой счет экономии представляет собой документ, в котором фиксируются принятые рабочим обязательства по экономии топлива, материалов, энергии и конкретные мероприятия по обеспечению выполнения обязательств, а также фактическое выполнение обязательств по отдельным слагаемым экономии. В зависимости от условий организации производства открываются индивидуальные лицевые счета (для отдельных рабочих) или коллективные (для бригад, смен). Особенно эффективно применение лицевых счетов для рабочих и бригад, от которых зависит расход материальных и энергетических ресурсов. Лицевые счета экономии, которые охватывают экономию и трудовых затрат и материальных ресурсов, называются комплексными.
Применение лицевых счетов требует создания определенных предпосылок. Лицевые счета открываются в том случае, если имеется соответствующая нормативная база, в том числе нормы расхода материалов, энергии и др. Результаты экономии определяются сравнением фактического расхода ресурсов (количества и стоимости) и расхода по нормам. Непременным условием применения лицевых счетов является обеспечение учета расхода материалов, топлива, энергии, инструмента и вспомогательных материалов, а также достоверного учета брака. Чтобы учесть реальные достижения и вклад рабочих (бригад) в повышение эффективности и качества работы, в лицевых счетах должны отражаться как экономия, так и перерасход соответствующих видов ресурсов.
Для развития соревнования на основе лицевых счетов большое значение имеет правильно организованная система материального и морального стимулирования. За экономию металла, топлива и электроэнергии, за сбор и сдачу лома и отходов черных и цветных металлов рабочие, бригадиры и мастера премируются на основе действующих положений. Действующие положения предусматривают выплату премий за экономию конкретных видов материальных ресурсов по сравнению с технически обоснованными (среднепрогрессивными) нормами расхода в размере до 75 % суммы экономии в зависимости от вида, стоимости и дефицитности материалов; при этом премии за экономию материальных ресурсов выплачиваются рабочим сверх установленных предельных размеров премий.
Наряду с материальными стимулами (премии, ценные и именные подарки, путевки в дома отдыха и т. п.) для поощрения победителей социалистического соревнования широко используются моральные стимулы. Система моральных стимулов включает в себя следующие меры поощрения: награждение орденами и медалями, объявление благодарности, награждение переходящим Красным Знаменем или Почетной грамотой, занесение на доску Почета, присвоение различных Почетных званий, предоставление творческих командировок и др. Широко применяются и формы общественного порицания: обсуждение на собраниях коллективов нарушителей трудовой дисциплины, вынесение выговоров, перенос отпуска на зимнее время. При моральном стимулировании необходимо учитывать значимость того или иного стимула для коллектива или работника и последовательно переходить от малых поощрений к более почетным.
Моральные стимулы действуют в диалектическом единстве с материальными, повышая их эффективность. Через материальные стимулы оказывается существенное моральное воздействие, так как они отражают оценку заслуг работника коллективом.
В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем развитии и повышении эффективности бригадной организации и стимулирования труда в промышленности» (1983 г.) указывается на необходимость дальнейшего развития социалистического соревнования, распространения инициативы и начинаний москвичей: «на один процент больше — на один день раньше», ленинградцев: от высокого качества работы каждого — к высокой эффективности труда коллектива», харьковчан: «задания пятилетки — без увеличения ресурсов», трудящихся Латвии: «за высокое качество труда на каждом рабочем месте», свердловчан: «пятилетнее задание бригады — меньшим составом» и др.