Огромное значение в обеспечении безопасности труда, охраны окружающей среды и надежности работы оборудования и систем АЭС имеет подготовка персонала.
В рекомендациях Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) подчеркивается, что безопасность АЭС зависит от безошибочной работы персонала в такой же степени, как и от надежности оборудования. Анализ показывает, что до 25 % остановов блоков АЭС могло быть предотвращено соответствующими действиями операторов. По оценкам исследователей 15—20 % случаев отказов оборудования обусловлены ошибками персонала. Неслучайно поэтому появление все большего количества исследований, посвященных «человеческому фактору» на атомной станции. Как показывает опыт, хорошо подготовленный персонал способствует повышению коэффициента использования установленной мощности не менее чем на 1 %. Рабочие, прошедшие специальные тренировки, при ремонте оборудования АЭС облучаются на 40—50 % меньше, чем нетренированный персонал.
Работа с персоналом на атомной станции осуществляется в соответствия с «Руководящими указаниями по организации работы с персоналом на энергетических предприятиях и в организациях». Работа с персоналом на атомной станции должна быть направлена на повышение его производственной квалификации и чувства ответственности за обеспечение безопасности, безаварийную и экономичную работу оборудования, на ликвидацию травматизма и радиоактивного облучения сверх допустимых норм, на воспитание коммунистического отношения к труду.
Ежегодно на атомной станции составляется годовой план-график работы с персоналом, предусматривающий следующие мероприятия: подготовку новых кадров;
повышение квалификации рабочих и ИТР на курсах и в школах:
проверку знаний ИТР действующих правил (ПТЭ, ПТБ, ППБ, ПБЯ, ПРБ, ПГТТН), а также ГОСТ системы стандартов безопасности труда (ССБТ), производственных и должностных инструкций;
общие для всего предприятия тренировки персонала; организацию работы библиотек, технических кабинетов, кабинетов по технике безопасности;
обходы и осмотры рабочих мест руководителями предприятия; проведение Дня техники безопасности;
организацию работы школ коммунистического труда с изучением и внедрением передовых методов труда;
прохождение персоналом периодического медицинского осмотра;
работу с молодыми специалистами; работу учебно-методического совета; обучение персонала вторым профессиям.
Paботa с персоналом начинается уже при его приеме и направлении на работу и продолжается при обучении нового персонала и допуске к работе. При приеме персонала на работу на атомной станции выявляется общая и специальная подготовка поступающего, его пригодность для работы с профессиональной и общественной точки зрения.
Профессиональный отбор при приеме на атомной станции осуществляется путем определения медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы по дайной профессии, в частности путем использования различного рода тестов, позволяющих установить скорость реакций человека, степень его внимательности, способность к счету и т, д.
Профессиональный отбор на атомной станции в первую очередь необходим для оперативного персонала, так как отсутствие у работников этой категории определенных качеств может привести к авариям, отказам или браку. Актуальной для атомной энергетики является разработка профессиоврамм, показывающих, какими качествами должен обладать работник определенной профессии. Сравнивая качества претендента на ту или иную рабочую профессию с профессиограммой, можно судить о его соответствии этой работе. В то же время профессиограмма представляет собой развернутый перечень особенностей профессии. Она должна характеризовать условия труда, особенности трудовой деятельности (степень монотонности, однообразия, рабочая поза) и требования профессии к исполнителю (специальные знания, общеобразовательная подготовка, навыки, психофизиологические качества).
Для оперативного персонала важными с профессиональной точки зрения качествами являются; особенности внимания, интеллект, эмоциональная устойчивость, решительность и др. Рассмотрим подробнее эти качества.
Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность его личности в данный момент и при данных условиях. Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на различных видах деятельности. Для оперативного персонала важно, например, держать в поле зрения показания целого ряда приборов и одновременно выполнять управляющую функцию. Распределение внимания зависит от ряда условий и прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем выше автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания можно развивать.
Концентрация — это способность к сосредоточению внимания на одном объекте. Устойчивость внимания определяется временем, в течение которого сохраняется концентрация внимания. Для оперативного персонала важно сознательным волевым усилием длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне даже тогда, когда это сопряжено с определенными трудностями, например, в ночные смены в период относительного «покоя».
Интеллект характеризует познавательные способности человека, его готовность к усвоению, развитию и использованию накопленных знаний и опыта, а также к разумному поведению в сложных ситуациях.
Эмоциональная устойчивость является свойством, обеспечивающим сохранение самообладания и готовности действовать в стрессовой ситуации, например в условиях аварии.
Под решительностью понимается черта характера, свидетельствующая о склонности к риску в новых обстоятельствах, о способности к выполнению сложных заданий.
Принимаемый на работу персонал проходит вводные инструктажи по технике безопасности, радиационной и пожарной безопасности.
Оперативный персонал АЭС до назначения на самостоятельную работу проходит необходимую теоретическую подготовку, производственное обучение на рабочем месте, проверку знаний правил, производственных и должностных инструкций, инструкций по охране труда и радиационной безопасности, на рабочем месте.
В атомной энергетике начинает широко использоваться подготовка оперативного персонала на тренажерах, в частности, путем организации диалога между обучаемым и ЭВМ. На Нововоронежской АЭС создан учебно-тренировочный центр по подготовке оперативного персонала, оснащенный современными техническими средствами. Подготовка рабочих и ИТР на атомной станции осуществляется по специальным программам, которые должны быть составлены за 12 мес до пуска блока.
В процессе работы на атомной станции рабочие и ИТР обязаны повышать свою квалификацию. Для персонала АЭС установлены следующие формы производственно-технического обучения и повышения квалификации: инструктажи (периодические и внеочередные), противоаварийные и противопожарные тренировки, курсовое обучение и техническая и экономическая учеба.
Целью инструктажей является поддержание на должном уровне и расширение знаний персонала правил, производственных и должностных инструкций, а также совершенствование им методов обслуживания и ремонта оборудования. С ИТР, кроме того, в обязательном порядке должны прорабатываться все вновь выходящие руководящие документы.
Задачами противоаварийных тренировок являются; систематическая проверка способности персонала самостоятельно, быстро и правильно ориентироваться в аварийных режимах; обучение персонала наилучшим способам и приемам предупреждения аварийных состояний и их локализации; выработка навыков четкой ликвидации аварийных состояний на объектах в соответствии с правилами и производственными инструкциями; проверка сработанности персонала смен и его умения координировать свои действия; проверка умения оказывать доврачебную помощь и освобождать пострадавшего от действия электрического тока. Графики и тематика противоаварийных тренировок составляются в начале года и утверждаются главным инженером.
Курсовым обучением считается повышение квалификации персонала в учебных комбинатах или на постоянно действующих курсах с отрывом или без отрыва от производства. Могут быть организованы следующие виды курсового обучения: производственно-технические курсы, школы по изучению передового опыта, курсы бригадиров и т. п. Обучение каждого ИТР на курсах повышения квалификации должно производиться не реже 1 раза в 6 лет, рабочего — не реже 1 раза в 5 лет.
Наряду с обязательными формами работы с персоналом администрация и профсоюзная организация АЭС широко применяют общественные формы повышения его производственной активности. К ним относятся организация социалистического соревнования, воспитание коммунистического отношения к труду, организация и стимулирование рационализаторского движения, организация наглядной агитации, оформление стендов по результатам выявленных нарушений ПТБ, ПРБ и других регламентирующих документов.
К производственно-административным формам работы с персоналом относится проведение ежемесячных производственных совещаний в цехах, сменах, бригадах, на участках с подведением итогов работы, проработкой директивных материалов, разборов имевших место аварий, отказов в работе, травматизма, пожаров, загораний и случаев нарушений производственной и трудовой дисциплины.
В целях проверки работы персонала иа АЭС организуются систематические обходы и осмотры рабочих мест руководителями АЭС, цехов и отделов, в том числе и в ночные часы по специально составленному графику.