Содержание материала

Стиль работы руководителя представляет собой совокупность характерных методов, приемов и действий, используемых им в процессе управления. Выделяют ленинский стиль руководства и индивидуальные стили. Ленинский стиль руководства рассматривается как идеал, к которому должны стремиться руководители социалистического производства в соответствии с требованиями, которые к ним предъявляются. Черты ленинского стиля руководства таковы: коммунистическая идейность, партийная принципиальность, ответственность за порученное дело, соблюдение единства теории и практики, органическая связь с массами, широкое привлечение масс к управлению производством, высокая культура и дисциплина труда, действенный контроль и проверка исполнения, самостоятельность, решительность, твердость и гибкость, требовательность и чуткость, скромность и др.
Каждый руководитель обладает своим индивидуальным стилем работы. Демократический стиль руководства характеризуется стремлением руководителя к коллегиальности в решении всех принципиальных вопросов, касающихся деятельности руководимого производственного коллектива. Часть своих полномочий руководитель распределяет между подчиненными; при этом подчиненные получают достаточно широкую информацию, знают о планах, о перспективах своей работы, об оценке руководителем их работы. Достоинством демократического стиля руководства является создание благоприятных условий для инициативы сотрудников, их удовлетворенности своей работой. К недостаткам этого стиля можно отнести то, что он мало пригоден в ситуации, когда нет времени для дискуссий и обсуждений, когда требуется быстрое принятие управленческого решения.
Авторитарный стиль руководства характеризуется принятием руководителем единоличных решений в рамках полномочий и законности. Достоинством такого стиля является централизация воздействий на коллектив. Поэтому при авторитарном стиле легко достигается оперативность и координация воздействий. Однако этот стиль не стимулирует инициативу подчиненных, и руководителю трудно обеспечить рост эффективности работы своих сотрудников, Главный недостаток такого руководства — возможная неудовлетворенность подчиненных тем, что их творческие силы не находят должного применения.
В современных условиях, как правило, более эффективен демократический стиль руководства. Однако в определенных условиях, например, в условиях сложной обстановки предпусковых работ на энергоблоке, иногда руководителю приходится использовать в большей мере авторитарный стиль. Искусство руководства состоит в умении использовать разные стили в зависимости от конкретной обстановки.
Под методами руководства понимаются способы воздействия руководителя на коллектив или на подчиненного для более полного использования имеющихся возможностей в решении поставленных задач. Различают регламентирующие и стимулирующие методы руководства.
Сущность регламентирующих методов (регламентирование, инструктирование, нормирование и др.) заключается в том, что они предполагают прямое волевое воздействие на подчиненных в целях обеспечения неукоснительного соблюдения законов и постановлений, а также выполнения приказов, распоряжений и указаний руководителя. Эти методы опираются на авторитет власти, на право руководителя отдавать распоряжения и на обязанность подчиненных их исполнять.
Стимулирующие методы можно разделить на две группы: экономические (материально стимулирующие) и социально-психологические (воспитательные, морально стимулирующие). Экономические методы руководства основаны на использовании экономических рычагов воздействия, к которым относят планирование, хозрасчет и материальное стимулирование (см. гл. 7, 12, 15). Значение экономических методов руководства в современных условиях возрастает. XXVII съезд КПСС принял решение по расширению возможности использования этих методов. Социально-психологические методы руководства основаны на использовании моральных стимулов к труду. К ним относятся использование различных форм морального поощрения, установление благоприятного психологического климата в коллективе, воспитание, убеждение. Сущность этих методов состоит в воздействии на работника с помощью психологических приемов в целях превращения задания в осознанный долг, внутреннюю потребность работника.
При использовании регламентирующих и экономических методов применяется в основном установленный набор управленческих воздействий. Например, известно, что за опоздание на работу по цеху издается распоряжение о взыскании, а за прогул подается рапорт директору об объявлении выговора или снятии премии. Формы составления подобных документов известны, могут быть даже заготовлены трафареты. Установлены также размеры экономических санкций за тот или иной вид нарушений.

Овладение же социально-психологическими методами требует не только глубоких знании, но и определенных творческих способностей, которые каждый руководитель должен стремиться развивать у себя.

Набор готовых рецептов здесь невозможен, хотя современной наукой могут быть даны общие рекомендации.
Например, мастерам, для которых очень важно умение работать с людьми, даются следующие советы.

  1. Необходимо в первую очередь стремиться создать на участке дружный коллектив с нормальными взаимоотношениями. Ко всем подчиненным следует относиться объективно, оценивая их прежде всего по результатам работы на основе единых для всех требований,
  2. Необходимо постоянно проявлять заботу о производстве, но в первую очередь о людях; следует помогать им повышать квалификацию, заботиться о их благополучии.
  3. Каждое достижение или проявление инициативы работника следует немедленно отмечать. Во многих случаях целесообразно делать это в присутствии других работников, чтобы возбудить у них желание работать лучше.
  4. Проявлять требовательность необходимо, но делать это надо в тактичной форме. Не следует увлекаться взысканиями.
  5. Задания и распоряжения подчиненным лучше всего давать в форме поручений и просьб, в спокойном топе; они должны быть ясными, определенными, исчерпывающими и убедительными. Не следует превращать контроль в мелочную опеку,
  6. Добиться дисциплины среди подчиненных может только тот руководитель, который сам дисциплинирован и аккуратен.
  7. На участке необходимо установить и поддерживать порядок и чистоту; это экономит время и труд.
  8. Надо предоставлять подчиненным возможность работать самостоятельно.
  9. Никогда не следует давать обещаний, если нет уверенности, что они будут выполнены.
  10. Руководитель при любых обстоятельствах не должен терять бодрости духа.
  11. Необходимо стремиться создать в коллективе такую атмосферу и условия, при которых подчиненные сами выдвигают предложения; следует помнить, что наиболее охотно и эффективно подчиненные выполняют те задачи, в постановке которых они сами принимали непосредственное участие.
  12. Производственные успехи коллектива во многом зависят от того, насколько руководитель верит в их реальность.
  13. Следует помнить, что одна из основных опасностей при общении — потеря доверия к руководителю (в частности, в том случае, если он постоянно назначает нереальные сроки окончания работ, в неверном свете излагает подчиненным мнение вышестоящего руководства о их работе).
  14. Слушать подчиненных нужно уметь заинтересованно и внимательно.

Руководитель должен владеть основными приемами воспитательного воздействия, прежде всего убеждением и внушением.
Убеждение — это такое воздействие, которое призвано доказать истинность того или иного положения. Убеждение прежде всего воздействует на ум человека, активизирует его мышление, но вместе с тем оно затрагивает и чувства, вызывает переживания, которые способствуют принятию доказанных положений. Для того чтобы убеждение было максимально действенным, оно должно удовлетворять ряду требований. Например, убеждающий должен верить в истинность того, в чем убеждает другого; необходимо знать истинную позицию или отношение работника к вопросу, по которому его убеждают; следует приводить конкретные факты и примеры — на них легче убедить; убеждение должно быть последовательным, логичным и доказательным.
Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли. В отличие от убеждения при внушении от руководителя требуется давление силой воли и авторитетом. Успех применения внушения зависит от ситуации, состояния и свойств личности как того, кому внушают, так и того, кто производит внушение.
Мощным фактором эффективности убеждения и внушения служат как личный пример, так и примеры других людей. Члены коллектива постоянно интересуются, как действует и ведет себя сам руководитель, в какой степени он лично руководствуется теми задачами и требованиями, которые выдвигает перед подчиненными. Поэтому руководитель должен постоянно следить за собой, чтобы каждое его действие, поступок, принятое решение было образцом для подчиненных.
Количество возможных методов руководства и их сочетаний практически неисчерпаемо, и умение выбирать метод, наиболее результативный именно в данной ситуации, — важнейшая творческая задача руководителя. Так, при аварийной ситуации на атомной станции, когда требуется быстрое выполнение определенных работ, незаменимо волевое воздействие в форме приказа, распоряжения, т. е. методы организационно-административные. В других случаях, например при внедрении бригадных форм организации труда, больший эффект дадут методы социально-психологические.
Творческое применение ленинского стиля руководства, оперативность в принятии организационных мер, оптимальность решений, постоянная воспитательная работа с кадрами обусловливают высокую организованность и культуру труда в коллективе.
Культура труда руководителя — одно из важнейших слагаемых стиля его работы, Это понятие включает: степень овладения руководителем достижений и рекомендаций науки управления, психологии, права, педагогики; полноту знаний; степень совершенства работы и уровень квалификации. Сюда же включаются знание и соблюдение положений, регламентирующих организацию работы в коллективе, умение грамотно оформлять документы, проводить беседы, выступать, слушать подчиненных, применять современную технику управления. Культура управленческой деятельности определяется общим культурным уровнем руководителя и находит отражение в деятельности руководимого коллектива.