Одним из важнейших разделов подготовки к монтажу электрических машин является организационная подготовка, которая, кроме приемки помещений и фундаментов для установки электрических машин (см. § 2.5 и 3.1) и обеспечения квалифицированной рабочей силой, включает в качестве своей основной части разработку и применение современной организации труда и рабочего места.
Современная научная организация труда основана на рациональных формах разделения и кооперации труда.
Наиболее высокая производительность труда и высокое качество монтажа средних и крупных электрических машин достигаются при организации в составе монтажных управлений специализированных бригад, а при наличии больших объемов таких работ — специализированных монтажных участков.
При монтаже средних и крупных электрических машин разделение видов и объемов работ между электромонтажными и механомонтажными организациями регламентируется специальными инструкциями министерств и ведомств. Так, в организациях Минмонтажспецстроя СССР установлено следующее разделение работ по монтажу электрических машин. Монтаж всех электродвигателей, входящих в состав технологических агрегатов: компрессоров, насосов, станков и других механизмов (за исключением главных двигателей прокатных станов) — выполняют организации, монтирующие технологическое оборудование. Ревизию и сушку упомянутых электродвигателей производят электромонтажные организации.
Монтаж, ревизию и сушку главных двигателей прокатных станов, а также отдельно стоящих генераторов, преобразователей, машин постоянного и переменного тока выполняют электромонтажные организации.
Когда один из подшипников электродвигателя является одновременно подшипником рабочей машины, осмотр механической части электродвигателя производит организация, монтирующая рабочую машину. Работы по монтажу, наладке и пуску систем принудительной смазки и вентиляции электрических машин производят организации, осуществляющие монтаж этих систем, с привлечением электромонтажной организации.
В целях внедрения современной организации труда при производстве работ необходимо до их начала проверить:
наличие автомобильных дорог или железнодорожных путей для доставки электрических машин к месту их установки (машинный зал, цех и т. п.) и технических средств для их разгрузки с автомобилей или железнодорожных платформ;
наличие, количество, расположение, грузоподъемность и готовность к эксплуатации грузоподъемных средств (мостовых кранов, кран-балок и тельферов) в машинном зале или цехе;
наличие и площадь участка машинного зала или цеха, отводимую для организации монтажной площадки;
допустимую удельную нагрузку на перекрытия подвалов, размещенных под монтажной площадкой.
Необходимую грузоподъемность мостовых кранов или кран-балок определяют по массе наиболее тяжелой сборочной единицы электрической машины, а не по массе всей машины. Наибольшую массу, как правило, имеет ротор электрической машины, кроме тех случаев, когда ротор выполнен со съемным валом и втулкой, насаженной на него. В этом случае необходимую грузоподъемность крана определяют по массе статора. Массы узлов у насосов, компрессоров и других механизмов, сочленяемых с электродвигателями, в большинстве случаев меньше, чем у двигателей. Мостовой кран должен иметь два крюка: основной и вспомогательный (грузоподъемностью 3—5 тс), что облегчает кантовку деталей и ускоряет сборку узлов.
Ящики с частями электрических машин размещают вблизи предназначенных для них фундаментов.
Для предотвращения повторного перемещения частей электрических машин в процессе сборки на чертеже установки электрооборудования и в машинном зале предварительно размечают места размещения оборудования.
Для ревизии и сборки электрических машин в машинном зале предусматривают монтажную площадку. Размеры монтажной площадки определяют с учетом размещения на ней электрической машины в сборе или ее отдельных сборочных единиц (с проходами между последними); обеспечения условий для ревизии и укрупнения деталей в сборочные единицы; размещения такелажной оснастки, монтажных приспособлений, механизмов, специального инструмента, стола для рассмотрения сборочных чертежей, шкафов, верстаков и других технических средств, которые будут упомянуты ниже.
При определении размеров монтажной площадки необходимо учитывать, что подготовка деталей электрических машин к укрупнению в сборочные единицы является важным условием для создания определенного задела при монтаже электрических машин.
Важное значение при монтаже средних и крупных электрических машин имеет заранее продуманная организация рабочего места каждого члена бригады электромонтажников. Для этой цели необходимо предусмотреть выполнение ряда мероприятий. В первую очередь решают вопрос рационального общего и местного освещения. В машинном зале устанавливают два-три верстака с тисками и с запирающимися ящиками для хранения мелких деталей машин и мелкого слесарно-монтажного инструмента; один-два металлических шкафа для хранения ветоши, обтирочных концов, отрезков из хлопчатобумажной пряжи, салфеток и других вспомогательных материалов, а также спецодежды; запирающийся ящик для хранения смазочных масел, керосина, бидонов, ведер, леек, противней и т. д. К монтажной площадке и к месту установки машин в машинном зале или цехе прокладывают трубопровод сжатого воздуха для продувки и очистки деталей и сборочных единиц перед монтажом или в процессе сборки машин, а также для подключения пневматических инструментов.
В машинном зале организуют кладовую для хранения дрелей, молотков, стропов, канатов, понижающих трансформаторов, мелких воздушных компрессоров, приспособлений, наборов инструментов. Вблизи места монтажа организуют помещение для работы с чертежами и технической документацией. Это помещение оборудуют столами, табуретами, полками для технической документации и справочной литературы. В этом же помещении устанавливают бачок с водой для питья, кружку, а также медицинскую аптечку.
В зависимости от конкретных условий, габаритов и количества подлежащих монтажу электрических машин организация рабочего места может выполняться в другом объеме.
Рис. 2.16. Контейнер — рабочее место монтажника крупных электрических машин
В Главэлектромонтаже Минмонтажспецстроя СССР уделяют большое внимание организации рабочего места монтажников. Так, например, для монтажа крупных электрических машин разработан и внедрен специальный контейнер — рабочее место. Контейнер предназначен для укладки и хранения набора инструментов, приспособлений и такелажой оснастки и одновременно используется в качестве верстака (рабочего стола).
Контейнер (рис. 2.16) состоит из двух отсеков: инструментального (рис. 2.16, а), предназначенного для укладки измерительного инструмента и приспособлений, и стропового (рис. 2.16, б) — для укладки стропов и другой такелажной оснастки. Кроме того, на одной из боковых сторон контейнера предусмотрен откидной столик 1 (рис. 2.16, в).
Основные технические данные
Габариты, мм .. 1600х1400х1600
Масса, кг . . 380
Применение контейнера способствует улучшению организации труда, повышению культуры производства работ и производительности труда за счет сокращения времени на поиск необходимого инструмента и приспособлений и улучшения организации рабочего места.