Электрические машины в сборе или их части, как правило, перемещают в монтажной зоне и устанавливают с помощью стационарных грузоподъемных средств объекта: мостовых кранов или кран-балок, предусмотренных в электромашинных помещениях, а также с применением других грузоподъемных механизмов (например, электрических и ручных лебедок, электротельферов и др.).
Все грузоподъемные средства и такелажные приспособления к ним (стропы, траверсы) должны быть испытаны в соответствии с правилами, утвержденными Госгортехнадзором.
Перед строповкой электрических машин необходимо уточнить массу поднимаемого груза и грузоподъемность имеющихся в наличии грузоподъемных механизмов и такелажных приспособлений. Превышение их паспортной грузоподъемности не допускается.
Электрические машины и их части поднимают только за специально предназначенные для этого рым-болты, «восьмерки», проушины, петли, ложные штуцера и другие приспособления. При отсутствии приспособлений стропы накладывают на основные детали корпуса, рамы или станины, пользуясь указаниями, которые, как правило, приводят предприятия-изготовители в заводских чертежах машины.
На рис. 3.6 приведены примеры строповки отдельных частей крупных электрических машин, а на рис. 3.7 пример строповки за специальные детали фундаментной плиты электрической машины в сборе.
Для строповки допускается применение только исправных грузозахватных приспособлений, имеющих заводские клейма.
Строповку частей электрической машины производят таким образом, чтобы центр тяжести поднимаемого груза находился возможно ближе к грузовому крюку грузоподъемного механизма. Если центр тяжести груза неизвестен, необходимо найти его путем нескольких пробных подъемов на высоту 200—300 мм с последующим опусканием и изменением положения стропов.
Рис. 3.6. Строповка отдельных частей крупных электрических машин:
а — верхней половины торцевого щита; б — щеточного механизма; в — вала;
1 — «восьмерка»; 2 — петля; 3 — рым-болт
Рис. 3.7. Пример строповки за специальные детали фундаментной плиты электрической машины в сборе
Стропы накладывают без узлов и петель. Под острые ребра (углы) груза необходимо уложить деревянные или металлические подкладки, предохраняющие канат от повреждений. Накладывать сгроп на крюк крана разрешается только, когда он находится непосредственно над грузом.
Строповку роторов (якорей) крупных электрических машин производят с применением подъемной траверсы. При этом захватные приспособления подъемной траверсы прикладывают только в тех местах вала, которые указаны на чертежах предприятия-изготовителя.
При строповке деталей разобранных крупных машин и при их перемещении следует проявлять особую осторожность во избежание повреждений активной стали якоря или ротора, обмоток, контактных колец, коллекторов. Даже незначительные повреждения этих деталей, не замеченные при внешнем осмотре, могут привести к аварии и выходу машины из строя. Непосредственный захват стропом сердечника якоря или ротора не допускается. Для их захвата рекомендуется параллельно оси ротора подкладывать под строп распорные доски или мягкие подкладки. При подъеме ротора за вал строп подводят с обеих сторон ротора так, чтобы он не затрагивал частей вала, укладываемых в подшипники. Для того, чтобы контактные кольца и обмотка не были повреждены натянутыми стропами, между последними устанавливают деревянные распорки или подъем ротора производят с помощью такелажной траверсы.
При необходимости строповки и подъема ротора непосредственно за бочку всю бочку ротора обкладывают отрезками досок, при этом тщательно следят, чтобы стальной канат стропа не касался стали ротора.
Подъем производят плавно, без рывков и раскачивания машины, без задевания посторонних предметов (стен, колонн, ферм, рядом стоящего оборудования и т. д.). Запрещается оставлять грузы на весу даже на короткое время (в обеденный или иной перерыв).
Для регулирования положения машины при подъеме^ а также для поворота на крюке к машине привязывают оттяжки из стального каната, а при малых грузах — из пенькового каната.
Расстроповку перемещенного груза осуществляют лишь после того, как он займет вполне устойчивое положение. Разгрузка машин и их частей сбрасыванием независимо от мер, которые при этом могут быть приняты для их сохранности, категорически запрещается.
Безопасность при подъеме и перемещении электрической машины и ее частей в значительной мере зависит от правильного выбора стропа. Выбор стропа производят с учетом массы поднимаемой машины или ее части и усилия, возникающего в каждой ветви стропа. Усилие, приходящееся на каждую ветвь стропа, зависит от массы груза, угла между ветвями стропа и от длины ветвей.
Рис. 3.8. Схема строповки груза с учетом угла между ветвями стропа:
а — для одноветвевого стропа; б — для двухветвевого стропа
Рис. 3.9. Схема строповки груза двухветьевым стропом с учетом длины его ветвей
Усилия, возникающие в ветвях стропа при подъеме груза, определяют двумя способами, учитывая угол между ветвями стропа (рис. 3.8) или длину ветвей (рис. 3.9). Обозначим усилие, возникающее в одной ветви, F, массу поднимаемого груза Q, число ветвей стропа n, угол между вертикально опущенной осью и ветвью стропа а.
Первым способом нагрузку, приходящуюся на каждую ветвь стропа, определяют по формуле
Вторым способом нагрузку в ветвях стропа определяют в зависимости от длины ветвей I (рис. 3.9) и высоты а треугольника, образованного ветвями стропа. Расчет ведут по формуле
Пример. Масса электрической машины Q=8,4 т, длина ветвей стропа l=1500 мм, число ветвей n=2, высота а=1000 мм. Требуется определить нагрузку в ветвях стропа.
Таблица 3.1. Допустимые усилия, возникающие в канате стропа
* Предел прочности ветви стропа на разрыв — 1600 МПа, коэффициент запаса прочности 6.
Таблица 3.2. Характеристики рым-болтов
По (3.2)
Следовательно, электрическую машину массой 8,4 т нужно поднимать двухветьевым стропом, грузоподъемность которого должна быть не менее 63 кН (6,3 тс) при длине стропа l=1500 мм.
Выбор диаметра каната стропа в зависимости от усилия в одной ветви производят по табл. 3.1.
Таблица 3.3. Допустимое усилие на одну "восьмерку" в зависимости от ее размеров
При наличии в электрической машине рым-болтов допустимое усилие на рым-болт определяют по табл. 3.2. Допустимое усилие на рым-болты зависит от диаметра резьбы, размеров рым-болтов и схемы строповки (см. рис. к табл. 3.2).
При использовании для подъема частей электрической машины (например, верхних половин торцевых щитов, см. рис. 3.6) восьмерок допустимые усилия на них определяют по табл. 3.3.