Глава пятая
МОНТАЖ МУФТ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
- СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Рис. 5.1. Фланцевое соединение валов и муфты для соединения валов электрических машин
В зависимости от назначения и конструкции электрических машин и приводимых ими в действие машин и механизмов, а также от требований, предъявляемых к соединениям их валов, различают три типа соединений: жесткое, полужесткое и эластичное (гибкое).
Жесткое соединение валов применяется, когда необходимо обеспечить работу соединяемых валов без смещения в узле сопряжения, т. е. как единого вала.
Жесткое соединение валов выполняют при помощи фланцев, откованных заодно с валом (фланцевое соединение), или жестких муфт, насаживаемых на концы валов соединяемых машин.
Фланцевое соединение валов показано на рис. 5.1, а. Его применяют для соединения машин с одноопорными валами. В качестве второй опоры одноопорного вала используется само соединение валов. При таком соединении один фланец имеет центрирующий выступ, а другой (ответный) фланец — соответствующую выточку. Оба фланца соединяют между собой болтами, плотно входящими в отверстия под действием легких Ударов свинцовой кувалды.
Для жесткого соединения валов с помощью муфт применяют поперечно-свертные муфты и зубчатые муфты типа МЗН или МЗУ.
Поперечно-свертные муфты используют в основном Для соединения валов электрических машин в преобразовательных агрегатах. Поперечно-свертная муфта (рис. 5.1, б) состоит из двух полумуфт 1 и 2, насаженных на концы соединяемых валов. Полумуфты имеют центрирующие выступы и выточку и соединяются между собой специальными точеными болтами 3 с плотной посадкой в отверстия полумуфт под развертку. Шпонка 4 предохраняет полумуфты от проворачивания на валах. От осевых перемещений полумуфты предохраняют стопорными винтами, ввертываемыми с торца в местах сопряжения полумуфты с валом (на рис. 5.1,б не показаны).
Зубчатая муфта (рис. 5.1, в) состоит из двух ступиц 1 и 2, закрепленных шпонками на концах соединяемых валов. На внешней поверхности ступиц имеются зубцы, входящие в зацепление с внутренними зубчатыми венцами 3 полумуфт 4 и 5, надетыми на ступицы. Между собой полумуфты соединяют болтами.
Полужесткое соединение валов применяют, например, для соединения валов турбогенераторов с валами паровых турбин. Для этого используют полужесткие зубчато-пружинные муфты (муфты переменной жесткости типа Бибби).
Полужесткая зубчато-пружинная муфта (рис. 5.1, г) состоит из двух полумуфт 1 и 2, насаживаемых на концы соединяемых валов. Обе полумуфты соединены между собой упругой волнообразной ленточной пружиной (компенсатором) 3, охватывающей зубья 4 обеих полумуфт и являющейся ведущим элементом в этой муфте. Снаружи муфта закрыта кожухом 5.
Эластичное соединение валов применяют при возможных боковых или угловых смещениях валов в узлах сопряжения. Для этой цели наиболее широко используют упругие втулочно-пальцевые муфты типа МУВП. Такие муфты применяют, например, в возбудительных агрегатах крупных электрических машин.
Упругая втулочно-пальцевая муфта типа МУВП (рис. 5.1, д) состоит из двух полумуфт 1 и 2, закрепленных на концах валов соединяемых машин. Эластичность соединения достигается за счет пальцев-болтов 3 с надетыми на них и запрессованными кожаными шайбами 4 или резиновыми манжетами, зажатыми разрезным кольцом 5. В ведущую полумуфту пальцы вставлены плотно своей металлической частью, а в ведомую они входят своей эластичной частью с небольшим зазором.