Содержание материала

Электрические машины, поступившие от завода-изготовителя, размещают на постоянных местах хранения в течение нескольких дней с момента прибытия с учетом последовательности передачи их в монтаж. Перед размещением на хранение машины подвергают предварительной приемке. Она требуется для проверки комплектности поставки. Для этого машину частично распаковывают (настолько, чтобы можно было ее осмотреть) и, не обнаружив повреждений, снова упаковывают.
Во избежание повреждения обмоток, коллекторов и других деталей распаковку машин или их сборочных единиц производят с соблюдением мер осторожности. Помещение, где производят распаковку, должно быть крытым, сухим, чистым и недоступным для посторонних лиц. В случае хранения машин или их частей до распаковки в помещении с более низкой температурой к распаковке приступают не ранее чем через несколько суток. Соблюдение этого правила необходимо для выравнивания температуры машинных частей с температурой окружающего воздуха во избежание отпотевания деталей (точка росы), которое может привести к увлажнению изоляции.
После распаковки проверяют комплектность в соответствии со спецификацией на отдельные сборочные единицы (она извлекается из ящика вместе с дубликатом накладной) и отсутствие каких-либо повреждений. При этом осматривают обмотки, активную сталь, коллекторы, контактные кольца, валы и другие детали.
Если при осмотре обнаруживают поломку или недостачу деталей, составляют акт для дополнительного заказа испорченных или недостающих деталей. Испорченное или недостаточное антикоррозионное покрытие снимают и деталь вновь покрывают антикоррозионной смазкой. Обработанные поверхности машин очищают от антикоррозионного покрытия, промывая их уайт-спиритом. Для ускорения этой работы и уменьшения расхода обтирочных материалов очистку производят твердыми щетинными и деревянными скребками. Грубо обработанные поверхности можно очищать латунными скребками (применение стальных скребков приводит к порче обработанных поверхностей).

 
Лакокрасочные антикоррозионные покрытия снимают протиркой растворителем (ксилол, уайт-спирит). При этом мелкие детали погружают на 20—30 мин в растворитель. Большие поверхности обертывают ветошью, обильно смоченной растворителем, и оставляют в таком виде на 20—30 мин, после этого поверхность очищают от отставшей краски и протирают сухой ветошью. При расконсервации снимают лишь испорченное лакокрасочное покрытие. Если лакокрасочное антикоррозионное покрытие прочно держится на поверхности и не мешает монтажу, то его при расконсервации не снимают. Наибольшее внимание при очистке и проверке уделяют тем деталям, в которых принята высокая степень чистоты и точности обработки.
При очистке машин необходимо тщательно защитить обмотки, коллектор, контактные кольца и активную сталь от попадания на них растворителя и грязи. После того, как с обработанных поверхностей смыта грязь и снято антикоррозионное покрытие, их насухо вытирают чистыми тряпками и тщательно осматривают с целью выявления дефектов на обработанных поверхностях. При обнаружении на них значительных повреждений (трещин, ржавчины, глубоких задиров, царапин и др.) составляют соответствующий акт.
Особенно тщательно осматривают шейки валов машин, прибывших в разобранном виде, концы валов под насадку полумуфт, фланцы и полумуфты, шейки вала внутри разъемных вкладышей, коллекторы, щеточные аппараты, контактные кольца.
На шейках валов и других деталей не должно быть следов ржавчины и царапин. Шейки валов машин, прибывших в разобранном виде, тщательно очищают от различных составов и загрязнений чистыми тряпками, смоченными уайт-спиритом. Могут также применяться деревянные скребки. Применять какие-либо другие скребки запрещается, чтобы не повредить шлифованные поверхности.  Очищенную поверхность протирают чистой бязью или марлей, смоченной этиловым спиртом, и сразу же покрывают пушечной смазкой, разогретой до температуры 110—120 °C. Толщина защитного слоя смазки должна быть 1—2 мм. Затем шейку вала обертывают парафинированной бумагой с перекрытием наполовину так, чтобы руки не касались той стороны бумаги, которая наматывается на шейку. На бумагу наносят слой горячей смазки, а затем шейку вторично покрывают парафинированной бумагой и двумя слоями алюминиевой фольги. Поверх фольги шейку обертывают одним слоем лакоткани и поверх нее мешковиной. Мешковину покрывают 2 раза лаком № 26. Выемку в блок-опоре для вала покрывают пушечной смазкой и в нее закладывают алюминиевую прокладку. При этом блок-опоры должны быть размещены так, чтобы шейка вала была на весу; использовать шейку вала в качестве опорной поверхности запрещается.
Концы вала под насадку полумуфт, фланцы и полумуфты (сопрягаемые поверхности) промывают уайт- спиритом и протирают бязью или марлей. Очищенную поверхность покрывают пушечной смазкой, обертывают сначала парафинированной бумагой, а поверх нее тканью и обвязывают шпагатом, затем покрывают лакотканью и мешковиной и вновь обвязывают. Мешковина должна быть покрыта лаком № 26.
Шейки вала промывают уайт-спиритом, протирают досуха чистой бязью или марлей и покрывают пушечной смазкой.
Контактные кольца, резьбы шпилек, мелкие детали также промывают уайт-спиритом или растворителем 646, протирают досуха чистой бязью и затем покрывают пушечной смазкой при помощи кисти или опусканием мелких деталей в смазку на сетке, а затем обертывают парафинированной бумагой.
Коллекторы и щеточные аппараты после промывки уайт-спиритом или растворителем 646 и тщательной протирки бязью обертывают парафинированной бумагой, а коллекторы, кроме того, обертывают электротехническим картоном и обвязывают шпагатом.
Фундаментные плиты (за исключением поверхностей, которые после установки будут забетонированы) и концы валов малых машин промывают уайт-спиритом, протирают досуха и после этого покрывают лаком № 26 2 раза при помощи кисти или пульверизатора. Лаковое покрытие должно, быть высушено: первое в течение 5—6 ч (при температуре 18—20 °C), второе в течение 24 ч (при температуре 18—20 °C).
Порядок и условия хранения электрических машин на складах должны удовлетворять требованиям инструкций заводов-изготовителей, обеспечивать сохранность машин и передачу их в монтаж без каких-либо дефектов и дополнительных работ по ремонту, чистке, длительной сушке и т. д.
Электрические машины следует хранить в чистом, сухом, проветриваемом помещении, в которое не должны проникать едкие газы, угольная пыль. Температура внутри складского помещения должна быть не ниже 5 °C.
В машинных залах и на монтажных площадках в цехах обычно невозможно разместить все детали подлежащих монтажу машин. Поэтому отдельные сборочные единицы и детали машин подают со склада к месту монтажа в определенной последовательности.