Содержание материала

Глава двенадцатая
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ МОНТАЖЕ И ИСПЫТАНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Работы по монтажу и испытанию электрических машин сложны и требуют строгого соблюдения правил техники безопасности. Выполнять их необходимо в полном соответствии с технологическими инструкциями.
Все рабочие, осуществляющие монтаж электрических машин, и инженерно-технические работники, связанные с этими работами, должны иметь на руках удостоверения о ежегодной проверке знаний по технике безопасности. Рабочие, вновь принятые на работу, могут быть допущены к ней только после прохождения вводного (общего) инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии, а также производственного инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте. Инструктаж необходимо проводить также при изменении условий работы или переходе на другую работу. Правилами техники безопасности предусмотрено проведение повторного инструктажа для всех рабочих не реже 1 раза в 3 мес. с регистрацией в специальном журнале.

РАСПАКОВКА, ПОДЪЕМ И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ МАШИН

Основные правила безопасности при распаковке и осмотре электрических машин. При распаковке особое внимание должно быть уделено электрическим машинам, поступившим в разобранном виде. В целях предотвращения перемещения и опрокидывания частей электрической машины внутри упаковки следует распаковывать ящики в соответствии с чертежами или эскизами упаковки. Если чертежи или эскизы отсутствуют, следует вырезать лаз (окно) в деревянной обшивке и осмотреть крепление частей машины внутри упаковки. Для предупреждения травматизма работающих порядок снятия бандажей и стяжных болтов указывает руководитель монтажа электрических машин.
После распаковки разрешается оставлять электрические машины или их части на перекрытиях и площадках только в устойчивом положении и не ближе 1 м от края перекрытия или площадки.
Во время осмотра электрических машин запрещается выполнять какие-либо работы, хотя бы кратковременные, на краю неогражденного проема. При необходимости выполнения таких работ проемы закрывают временными настилами или ограждают.
Правилами техники безопасности запрещается оставлять электрические машины, их сборочные единицы или детали в поднятом состоянии. Не разрешается также производить монтажные работы под поднятыми электрическими машинами, их сборочными единицами или деталями.
Основные правила безопасности при строповке, подъеме и перемещении электрических машин. К производству работ по подъему и перемещению электрических машин и их частей допускаются лица, прошедшие специальное обучение и медицинское освидетельствование и имеющие удостоверение на право производства этих работ.
Особо ответственные работы, такие как подъем статора, выемка и ввод ротора, перемещение и транспортировка этих частей по цеху, обязательно производятся в присутствии лица, ответственного за безопасное перемещение грузов.
В соответствии с требованиями техники безопасности при подъеме и транспортировке электрических машин или их частей запрещается: производить подъем грузов с находящимися на них людьми или незакрепленными предметами; перемещать электрическую машину или ее часть над людьми или проходить под поднятым грузом; оставлять электрическую машину или ее часть в подвешенном состоянии после окончания работ; поднимать электрическую машину или ее часть, засыпанную землей или примерзшую к земле или полу; поднимать электрическую машину или ее часть неизвестной массы или грузы, масса которых превышает грузоподъемность крана или грузозахватного приспособления; производить одновременно подъем или опускание двух частей машины, находящихся вблизи; перемещать электрическую машину или ее часть волоком по земле или полу.
Детали, имеющие массу, близкую к предельной, необходимо поднимать в два приема: сначала на высоту 200—300 мм и в таком положении проверить подвеску груза и устойчивость крана, а затем на полную высоту. Подтаскивать (волочить) грузы подъемными механизмами путем косого натяжения канатов или поворота стрелы запрещается.
Канаты, не имеющие свидетельства об их испытании, применять в работе запрещается. Наличие петлеобразных заломов стальных канатов и сращивание грузовых канатов полиспастов не допускаются. Петлю на конце каната выполняют с применением коуша путем заплетки или установки зажимов. В пеньковых канатах не допускаются перетертые или размочаленные пряди.
Не допускается применение лебедок с ременными или фрикционными передачами. Применяемые для подъема и перемещения машин и их частей электрические лебедки должны иметь электромагнитный тормоз и до начала работ должны быть заземлены.
Освобождение домкратов из-под поднятого груза и их перестановка допускаются после надежного укрепления груза в поднятом положении или укладки его на устойчивую клетку.
Применение ручных рычажно-реечных домкратов допускается только при наличии устройств, исключающих самопроизвольное опус кание груза при снятии усилия с рычага или рукоятки. Винтовые и реечные домкраты должны иметь стопорные приспособления, исключающие выход винта или рейки, а гидравлические домкраты — оборудованы приспособлениями (обратный клапан), обеспечивающими медленное и спокойное опускание штока в случае повреждения труб, подводящих жидкость.

МОНТАЖ, ИСПЫТАНИЯ И ПРОБНЫЙ ПУСК МАШИН

Основные правила безопасности при монтаже электрических машин.

При снятии консервирующего покрытия путем промывки частей машины в бензине или керосине необходимо предусматривать вентиляцию помещения и снабдить работающих респираторами. В это время не разрешается производить вблизи машины и ее час тей работы с огнем. Использованный после обтирки материал собирают в металлический ящик с крышкой для последующего уничтожения.
При обточке и шлифовке коллектора или колец запрещается работать без защитных очков.
Ямы, каналы вокруг электрической машины должны быть закрыты настилом.
Работы по разборке, сборке и установке на фундаменты и конструкции электрических машин выполняют в рукавицах.
Винтовые устройства для бесподкладочного монтажа электрических машин разрешается устанавливать только на твердую и ровную поверхность фундамента. Для этого площадки под опорные прокладки и упоры винтовых устройств предварительно выравнивают с помощью бучарды.
Установочные приспособления для бесподкладочного монтажа (клиновые домкраты и винтовые устройства) устанавливают таким образом, чтобы обеспечивать устойчивое положение электрической машины или агрегата при опоре на три точки. Установленная и выверенная электрическая машина должна опираться на все установочные приспособления.
Во избежание травмирования работающих удаление домкратов из-под подлитой электрической машины (или агрегата) разрешается только после набора бетоном прочности не менее 5000 кПа (50 кгс/см2). При этом образовавшиеся после уборки домкратов ниши заполняют бетонной смесью.
Заводку ротора в статор, установку лобовых щитов и проворачивание ротора выполняют по заводской инструкции, предусматривающей безопасное выполнение этих работ.
При сушке или контрольном прогреве электрических машин для утепления применяют негорючие теплоизоляционные материалы. Электровоздуходувки должны иметь приспособление, не пропускающее искр. Помещение для сушки периодически вентилируют или проветривают. До начала сушки машин электрическим током их корпуса заземляют. Заземляют также воздуходувки и электрические печи, применяемые для сушки.
Перед пробным пуском машин необходимо проверить: крепление фундаментных болтов; отсутствие посторонних предметов внутри оборудования; наличие защитного заземления.

Основные правила безопасности при испытании и пробном пуске электрических машин.

Перед началом работ по проверке и испытанию, кроме производственного инструктажа, ответственный руководитель испытаний обязан ознакомить всех членов звена по чертежам и в натуре с электрическими машинами, пусковой аппаратурой, электрической схемой их питания, электрическими схемами для проведения испытаний и расположением проверяемых машин и аппаратов.
Ответственный руководитель испытаний отвечает за точное выполнение всех мер безопасности. Им должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность строительного и монтажного персонала, в том числе выделены наблюдающие при испытании электрических машин напряжением выше 1000 В, прекращены работы в местах возможного появления напряжения, установлены ограждения и вывешены плакаты.
Все лица, выполняющие работы по проверке и испытанию с применением напряжения выше 12 В в особо опасных помещениях и выше 36 В в прочих помещениях, обязаны производить эти работы в диэлектрических галошах.
До начала работ по измерению сопротивления изоляции машины или аппарата мегаомметром необходимо убедиться в отсутствии работающих на указанных машинах или аппаратах монтажников или наладчиков.
Перед подсоединением проводов от зажимов мегаомметра к объекту измерения (обмотка или выводы электрической машины, аппарата и др.) и после измерения необходимо снять электрический заряд с помощью специальной разрядной штанги.
При измерении сопротивления изоляции кабельной сети (перед подключением электрической машины) в случае двустороннего питания сети принимают меры, исключающие возможность подачи напряжения с противоположной стороны.
При сборке испытательной схемы корпус машины и понизительный трансформатор следует надежно заземлить.
До подсоединения машины к испытательной схеме необходимо проверить ее на наличие токов утечки; после проверки схемы снимают напряжение и подключают обмотку машины.
По окончании измерений напряжение плавно снижают и установку отключают от сети. Обмотка испытуемой машины должна быть разряжена и заземлена. Прикасаться к измерительной цепи и производить переключения в измерительной схеме под напряжением запрещается.
Место испытаний, а также соединительные провода, которые при испытании окажутся под испытательным напряжением, должны быть ограждены от доступа посторонних лиц.
По окончании испытания изоляции повышенным напряжением руководитель испытаний обязан разрядить несколько раз токоведущие части на землю и убедиться в полном отсутствии на них заряда, прежде чем дать команду «напряжение снято».
Опробование электродвигателей совместно с механизмами должно производиться только после получения разрешения механомонтажной организации и в присутствии ее представителя.
В случае выполнения работ на двигателе или механизме должны быть приняты меры против ошибочной подачи напряжения на отключенный двигатель.
Перед началом работ на электродвигателях, соединенных с механизмами, должны быть приняты меры, препятствующие:
ошибочному включению выключателей и разъединителей, которыми произведено отключение. Такими мерами могут быть снятие рукояток с приводов, запирание их на замок, выкатка выключателя из ячейки комплектного устройства и т. п.;
вращению двигателя со стороны механизма (насос может пойти турбиной, дымосос может начать вращаться в обратную сторону за счет засоса холодного воздуха через трубу и т. д.). Достаточными мерами являются закрытие соответствующих шиберов, их заклинивание или перевязка цепью и навеска плакатов «Не включать —  работают люди». При наличии обратных клапанов на насосе дополнительные меры не требуются.
Перед подачей рабочего напряжения на электрическую машину ответственный руководитель испытаний обязан предупредить работников своего звена.
Все участвующие в проверке и испытании электрических машин и пусковой аппаратуры лица должны быть обучены правилам и приемам оказания первой помощи пострадавшим от несчастного случая, включая освобождение его от соприкосновения с токопроводящими частями, методы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.