Содержание материала

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ И ФУНДАМЕНТАМ ДЛЯ УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
В соответствии со СНиП Ш-33-76 к помещениям, передаваемым под монтаж средних и крупных электрических машин, строительной организацией должны быть проложены постоянные или временные подъездные пути с устройством подъездов достаточной ширины, обеспечивающей возможность подачи электрических машин в сборе или их наиболее крупных частей (при поставке в разобранном виде) в монтажную зону, а в ее пределах —  к месту установки.
До передачи помещений под монтаж электрических машин строители подводят к ним постоянные или временные сети электроэнергии, воды и сжатого воздуха с устройствами для подключения потребителей, а также горячую воду для постоянного отопления. В таких помещениях должны быть в основном закончены строительные работы, убраны леса, опалубка и строительный мусор.
При приемке помещений для установки средних и крупных электрических машин линейному инженерно- техническому персоналу монтажной организации при участии бригадира электромонтажников следует проконтролировать выполнение строительной организацией мероприятий по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии.  К последним относятся: укрытие щитами кабельных каналов и люков, установка ограждения лестничных маршей, балконов и монтажных проемов, полное остекление оконных проемов или временное их закрытие, устройство пожарных проездов, прокладка пожарного водопровода и установка необходимых средств пожаротушения.
При проведении отделочных (малярных) работ строительная организация обязана заранее предупредить монтажный персонал и обеспечить защиту электрических машин от загрязнения.
Площадь помещений должна обеспечивать возможность выполнения операций по монтажу и демонтажу электрических машин (размещение машин в сборе или в разобранном виде, вывод ротора из статора в осевом направлении, свободный доступ к машинам при монтаже и обслуживании и т. п.).
Строительная организация обязана: очистить и осушить кабельные каналы в помещении; предусмотреть в нем проемы, обеспечивающие пропуск электрических машин в сборе или их наиболее крупных частей, а при установке электрических машин в подвальных помещениях — люки в перекрытиях таких размеров, чтобы через них можно было опустить или поднять наиболее крупные части электрических машин и механического оборудования.
К моменту приемки в помещениях должны быть установлены предусмотренные проектом мостовые краны или кран-балки, грузоподъемность которых может обеспечить подъем электрических машин в сборе или их наиболее тяжелых частей. При приемке помещений необходимо убедиться в том, что высота их достаточна для того, чтобы можно было свободно пронести (при крайнем верхнем положении крюка мостового крана) машину в сборе, ее наиболее крупные детали или сборочные единицы над другими установленными машинами или технологическим оборудованием.
Во время монтажа температура в помещениях, предназначенных для установки машин, и их подвалах должна быть не ниже 5 °C. Не допускается монтировать электрические машины в запыленных помещениях.

Рис. 2.1. Колодец в фундаменте для установки фундаментных болтов:
1 — ниша; 2 — фундамент; 3 — фундаментный болт; 4 — фундаментная плита; 5 —  колодец; 6 — анкерная плитка

Средние и крупные электрические машины устанавливают на бетонных или железобетонных фундаментах, передающих грунту статическую нагрузку от массы машины и динамическую нагрузку, возникающую под влиянием вращения ротора во время работы машины. Фундамент должен быть достаточно массивным, чтобы воспринять статические и динамические нагрузки и не допускать сдвигов и вибрации машины при ее работе. 

Во избежание неравномерной осадки, перекоса фундаментных плит и нарушения правильности установки монтируемых электрических машин фундаменты для них делают общими с фундаментом приводимой машины или первичного двигателя независимо от того, устанавливают агрегат на общей фундаментной плите или каждую машину на отдельной плите. Кроме того, чтобы не допустить передачи вибраций, возникающих вследствие неуравновешенности частей электрических машин или толчков от соединенных с ними других машин, фундаменты под средние и крупные электрические машины отделяют от колонн и других несущих конструкций здания. По этим же причинам не допускается также использование фундамента под электрическую машину в качестве опоры под другие машины, не имеющие отношения к данному агрегату.
Фундаменты под электрические машины должны сдаваться с полностью законченными строительными и отделочными работами, без каверн, раковин, поверхностных трещин, поврежденных углов и оголенной арматуры. Строительная организация обязана освободить их от опалубки, извлечь пробки из отверстий, заделать пустоты и раковины, снять наплывы бетона. На фундаменте должны быть нанесены главные оси, зафиксированные керном на металлических планках размером 80X80 мм, закрепленных в теле фундамента.
Отметку верхней поверхности фундаментов относительно нулевого репера строители закрепляют на реперах, забетонированных в теле фундамента. В качестве реперов используют болты или металлические стержни.
В фундаментах строительная организация обязана предусмотреть колодцы для установки фундаментных болтов, предназначенных для закрепления фундаментной плиты. Колодцы выполняют с открытыми отверстиями-нишами (рис. 2.1), в которые при бетонировании
закладывают сборно-разборные пробки. Пробивать такие отверстия-ниши в готовых фундаментах во избежание их разрушения запрещается. После окончания монтажа электрических машин колодцы вместе с фундаментными болтами заливают цементным раствором.
Вредное влияние на фундамент оказывает масло, которое разрыхляет и постепенно разрушает бетон. Поэтому бетонный или железобетонный фундамент должен быть окрашен маслостойкой краской или тонким слоем жидкого стекла.