Содержание материала

До начала работ по центровке валов электрических машин производят уборку и подготовку рабочего места. От концов центрируемых валов удаляют все ненужные предметы: такелажную оснастку, инструмент, детали, лишние приспособления, использованные обтирочные материалы и др. Убирают мусор с фундамента и вокруг него. К месту производства работ подводят переносное освещение напряжением 36 В, доставляют и размещают в определенном месте все необходимые приспособления, канат для проворачивания валов краном, инструменты и приборы. Подготовляют и размещают вблизи рабочего места: цилиндровое масло для смазки подшипников, тетрадь для записи результатов замеров и цветной карандаш или мел для пометок на полумуфтах, обтирочные материалы.
Значительно упрощает подготовку рабочего места применение специального контейнера — рабочего места, рассмотренного в § 2.6 (см. рис. 2.16.)
Перед центровкой валов соединяемых машин производят ряд подготовительных операций, в том числе: проверку положения шеек вала в нижних вкладышах, предварительную проверку совпадения линий валов, проверку радиального биения вала и полумуфт, проверку полумуфт на осевое биение.
Проверку положения шеек вала в нижних вкладышах производят в следующей очередности. Вначале вал, уложенный на нижние вкладыши подшипников (вместе с насаженным на него ротором), несколько раз проворачивают, проверяя при этом отсутствие перекоса нижних вкладышей путем замера зазоров между шейкой вала и вкладышем по обе стороны вала. С помощью щупа проверяют с обоих торцов вкладыша, прилегает ли шейка вала к вкладышу по всей его длине, затем проверяют разбег (осевую игру) вала в подшипниках. Разбег устанавливают в обе стороны от центрального положения ротора, определяемого магнитным полем. При этом следует руководствоваться рекомендациями по значению разбега в зависимости от диаметра шеек вала, приведенными в § 4.6. Окончательную пригонку вкладышей производят после центровки валов.

Предварительная проверка совпадения линий валов.

Перед сопряжением валов проверяют радиальное осевое биение валов и насаженных на них полумуфт. Совпадение линий валов предварительно проверяют по полумуфтам при помощи щупа и линейки. Линейку 1 накладывают на обод одной полумуфты 2 (рис. 6.4) и щупом замеряют радиальный (боковой) зазор и осевой (угловой) зазор b. Такой замер производят в четырех местах по концам двух взаимно перпендикулярных диаметров полумуфты.

Рис. 6.4. Схема предварительной проверки совпадений линии валов по полумуфтам

При правильном взаимном расположении валов радиальные (боковые) зазоры (при одинаковых диаметрах полумуфт) должны равняться нулю, а угловые зазоры b должны быть равны между собой и отличаться не более чем на 0,01 мм на каждые 100 мм диаметра вала.

Проверка радиального биения вала и полумуфт.

 Радиальное биение вала проверяют в нескольких плоскостях по длине шейки вала. При этом окружность вала делят на восемь равных частей. Для проверки используют индикатор часового типа, который устанавливают на жесткое основание с таким расчетом, чтобы измерительный стержень индикатора касался поверхности шейки вала. Перед началом проверки стрелку индикатора устанавливают на нуль. Проворачивая ротор краном (см. рис. 6.9,б), записывают показания индикатора при каждом из восьми положений вала. Показания будут положительными (+) при отклонении стрелки в одну сто рону и отрицательными (—) при отклонении в другую. Искривление вала по отношению к его оси равно половине значения биения. Во избежание ошибок измерения следует производить 2—3 раза, каждый раз несколько сдвигая индикатор вдоль оси вала. Запись замеров биения вала рекомендуется заносить в табл. 6.1 согласно приведенному в этой таблице рисунку.

Рис. 6.5. Схема проверки осевого биения полумуфт: а — индикаторами; б — щупом или центровочными скобами

Аналогичные измерения радиального биения производят и на полумуфтах. Максимальное биение будет на диаметрально расположенных точках с наибольшей разностью показаний. Кроме проверки биения шейки вала и полумуфт, радиальное биение проверяют в местах установки уплотнений подшипников и щитов статора, а также вблизи ступицы ротора.
При замерах следует руководствоваться следующими допусками на радиальное биение. Для вала диаметром 100—200 мм допускается биение шейки вала не более 0,02 мм, а для вала диаметром более 200 мм — 0,03 мм. В местах установки уплотнений биение не должно превышать 0,05—0,06 мм. Биение вала ротора в других местах допускается для быстроходных машин не более 0,15—0,2 мм.
Значение допускаемого радиального биения полумуфт зависит от типа и диаметра муфты, а также от частоты вращения машин. Ее в каждом случае определяют, руководствуясь допусками, приведенными в § 6.2, и указаниями завода-изготовителя машины.
Если в результате замеров установлено, что биение вала превышает допустимые значения, необходимо об этом поставить в известность завод-изготовитель и получить от него соответствующие указания.

Проверка полумуфт на осевое биение.

Для такой проверки два индикатора 1 устанавливают в диаметрально противоположных точках торца полумуфты 2 (рис. 6.5, а) на одинаковом расстоянии от оси вращения вала. Для замеров окружность полумуфты делят на четное число равных частей (например, на четыре) и торцовое биение определяют на основании четырех пар замеров (рис. 6.5,б). Для определения биения торца полумуфты определяют сумму показаний обоих индикаторов для одной и той же точки торца при двух положениях вала: до и после поворота его на 180°, затем из первой суммы вычитают вторую и делят полученную разность пополам.
Если расстояние между полумуфтами не позволяет пользоваться индикаторами, для проверки применяют щупы или центровочные скобы (рис. 6.5, б).
Если измерения произведены правильно, то сумма значений зазоров b1+b3 должна быть равна b2+b4, где b1 и b3 — соответственно верхний и нижний зазоры, а b2 и b4 — боковые зазоры между плоскостями полумуфт.

Пример. Допустим, что b1= 1,53 мм, b2 = 1,51 мм, b3=1,56 мм и b4 = 1,58 мм. В этом случае 1,53+1,56=1,51+1,58. Это значит, что осевое биение полумуфт отсутствует.
Согласно техническим условиям измерение можно считать законченным, если разность указанных сумм будет не более 0,03 мм. При неудовлетворительном результате, не изменяя положения валов, тщательно проверяют измерения, добиваясь указанного соотношения зазоров между торцами полумуфт.