Содержание материала

Перед насадкой полумуфты на вал электрической машины проверяют соответствие посадочных размеров у ступицы полумуфты и конца вала. Кроме того, необходимо убедиться в отсутствии эллипсности и конусности отверстия ступицы полумуфты и посадочного конца вала, которые должны иметь форму цилиндров.
Измерение посадочных размеров ступицы полумуфты 1 производят микрометрическим нутромером-штихмасом 2 (рис. 5.2, а), который устанавливают таким образом, чтобы его ось была перпендикулярна продольной оси отверстия в ступице, так как даже незначительный наклон нутромера может привести к искажению измерения. Результаты измерений, произведенных нутромером, дополнительно контролируют путем замера внутреннего диаметра ступицы в конце отверстия прецизионным штангенциркулем.
Диаметр посадочного конца вала измеряют микрометрической скобой. Измерения посадочных размеров ступицы полумуфты и конца вала производят в трех местах по их длине в двух взаимно перпендикулярных плоскостях по осям АА и ББ (рис. 5.2, б). За диаметр принимают среднее арифметическое значение всех замеров.
После измерения диаметров ступицы полумуфты и посадочного конца вала определяют натяг или зазор как разность показаний микрометрической скобы и нутромера и сравнивают с допустимым.

Рис. 5.2. Измерение посадочных размеров ступицы полумуфты микрометрическим нутромером-штихмасом (а) и схема мест измерения конца вала (б)
При выявлении несоответствия посадочных размеров ступицы полумуфты и конца вала следует сообщить об этом заказчику для принятия необходимых мер (например, для расточки ступицы полумуфты или ее замены).
Подготовку полумуфт к насадке начинают с выбора натяга, который зависит от условий эксплуатации машины. Для тяжелых условий работы (приводы клетей прокатных станов, крупных дробилок, грохотов и др.) полумуфты насаживают на валы в горячем состоянии с натягом, обеспечивающим необходимую прочность насадки. Необходимо учитывать, что чрезмерно завышенный натяг полумуфты на вал создает большие напряжения в полумуфте, а также приводит к дополнительным трудностям при ее снятии. Слабая посадка полумуфты на вал вызывает увеличение вибрации электрической машины, так как полумуфта будет не жестко закреплена на валу. Увеличение вибрации в свою очередь приводит к еще большему ослаблению посадки. Этот процесс будет прогрессировать и может привести к аварии.
Натяг, как правило, бывает указан в чертежах завода-изготовителя электрической машины. При отсутствии таких указаний руководствуются приведенными ниже правилами. На практике натяг считают достаточным, если диаметр отверстия в ступице полумуфты, насаживаемой в горячем состоянии, будет до нагревания меньше диаметра посадочного конца вала на 0,08—0,1 мм на каждые 100 мм диаметра вала.

Например, для вала диаметром 400 мм диаметр отверстия в ступице полумуфты должен быть на (0,08—0,1)х4=0,32—0,4 мм меньше диаметра вала, т. е. равен 399,6—399,68 мм. В дальнейшем для упрощения расчетов будем рассматривать лишь один размер диаметра отверстия ступицы 399,6 мм. В этом случае полумуфта будет насажена на вал с натягом, равным 400—399,6=0,4 мм.

При такой разнице в диаметрах отверстия ступицы и посадочного конца вала создается натяг, обеспечивающий достаточную прочность посадки.
Указанное практическое правило соответствует нормативам натягов, принятым в машиностроении. Эти данные приведены в табл. 5.1.
К примеру, для вала диаметром 400 мм согласно табл. 5.1 по системе отверстия 2-го класса точности при горячей посадке составляет 0,475 мм (максимальный) и 0,355 мм (минимальный) или средний 0,415 мм. В этом случае диаметр отверстия ступицы полумуфты должен быть 400—0,415=399,585 мм, что соответствует рекомендованному выше практическому правилу.
Таблица 5.1. Натяги по системе отверстия 2-го класса точности при горячей посадке


Номинальный диаметр вала, мм

Натяг, мк

Номинальный диаметр вала, мм

Натяг, мк

наибольший

наименьший

наибольший

наименьший

55—65

105

45

180—220

260

170

65—80

120

60

220—260

300

210

80—100

140

70

260—310

350

250

100—120

160

90

310—360

400

300

120—150

190

110

360—440

475

355

150—180

220

140

440—500

545

425

Размеры отверстия ступицы полумуфты в нагретом состоянии рекомендуется измерять специально изготовленным шаблоном, имеющим форму круглого диска из листового металла толщиной 3—5 мм с приваренной к нему рукояткой.
Диаметр шаблона должен быть больше диаметра отверстия ступицы полумуфты (в холодном состоянии)· на значение, равное трехкратному натягу.
Для рассмотренного выше примера диаметр шаблона должен быть равен: 399,6+0,4х3=400,8 мм.
Кроме шаблона, необходимо также подготовить приспособления и прочие принадлежности для переноса полумуфты в горячем состоянии к месту насадки. При наличии крана, кран-балки или тельфера можно использовать один из этих механизмов для переноски нагретой полумуфты, зачаливая ее за ступицу петлей из стального каната. Кроме того, подготовляют приспособления для насадки и для съема (при необходимости) полумуфт.