Содержание материала

 В отличие от технологии и очередности операций по установке фундаментных плит преобразовательных агрегатов монтаж фундаментных плит приводных двигателей имеет свои особенности. Приводные двигатели могут быть установлены только после того, как приводимые механизмы смонтированы, положение их валов зафиксировано и не подлежит изменению. Поэтому монтаж приводных двигателей осуществляют в иной последовательности, чем преобразовательных агрегатов.
Предварительно определяют высоту вала двигателя, которую он может занять при фактической высоте фундамента с учетом установки нормальных подкладок под плиту. Высоту от установочной поверхности фундаментной плиты до оси вала двигателя принимают по установочным чертежам завода-изготовителя. Если окажется, что центр вала двигателя расположен выше оси вала приводимого механизма, необходимо в фундаменте вырубить площадки в местах, где будут уложены подкладки. При этом расстояние от поверхности фундамента до нижней кромки фундаментной плиты должно быть не менее 50 мм. Если выполнить это условие невозможно, вырубают фундамент но всей поверхности на нужную глубину.
После очистки фундамента подкладки размещают в соответствии с заводским чертежом, устанавливают на них фундаментную плиту и заводят фундаментные болты. На плиту выставляют (на подкладках) подшипниковые стояки, устанавливают нижнюю полустанину магнитной системы двигателя постоянного тока, затем укладывают в подшипники якорь машины. Двигатель постоянного тока, имеющий неразъемную магнитную систему, или двигатель переменного тока без выносных подшипников при монтаже подают на фундаментную плиту и устанавливают в собранном виде.
Путем соответствующих горизонтальных и вертикальных перемещений фундаментной плиты (при затянутых болтах, крепящих подшипники к плите) добиваются правильного положения оси вала по отношению к валу приводимого механизма. Взаимное положение валов контролируют при помощи линейки, накладываемой на ободы полумуфт.
После совпадения центрируемых валов в горизонтальной и вертикальной плоскостях производят затяжку фундаментных болтов, сохраняя при этом (при помощи тонких регулировочных подкладок) взаимное положение валов, достигнутое при регулировке.
ВНИИпроектэлектромонтажем Минмонтажспецстроя СССР разработана новая технология монтажа фундаментных плит приводных двигателей, основанная на расчетном методе определения высоты их установки в зависимости от фактической высоты сооруженных фундаментов.
Перед выполнением расчета от проектной организации получают отметку оси вала механизма для данного приводного двигателя, а от строительной организации, сооружавшей фундамент, исполнительную схему съемки фундамента (рис. 4.4).

Рис 4.4. Исполнительная схема съемки фундамента приводного двигателя:
АА и ББ — главные оси фундамента; фактические размеры и отметки приведены без скобок, а проектные размеры и отметки — в скобках


Рис. 4.5. Эскиз приводного двигателя и фундамента с основными установочными размерами:
1 — пакет из клиньев и подкладок; 2 — фундаментная плита; 3 — двигатель; 4 — стояк подшипника; 5 — фундамент

Согласно отметкам, приведенным на исполнительной схеме съемки фундамента, габаритам приводного двигателя и отметки оси вала (высота от нулевой отметки строения) производят расчет (рис. 4.5):
а)     толщины пакетов подкладок и клиньев х под фундаментные плиты в зависимости от отметки верхней поверхности фундамента, определяемой по формуле
(4.1) где Н — отметка оси вала, выданная проектной организацией; h1 — отметка верхней поверхности фундамента, которая может принимать различные значения в разных точках (определяется по съемке фундамента); а — расстояние от верхней плоскости фундаментной плиты до оси вала приводного двигателя (определяется из габаритного чертежа приводного двигателя); b — высота фундаментной плиты (определяется из габаритного чертежа приводного двигателя).
В связи с тем, что h1 в разных точках поверхности фундамента может принимать различные значения, расчет толщины пакета х производят отдельно для каждого пакета;
б)    расстояния т между верхней установочной поверхностью фундаментной плиты и отметкой репера, определяемого по формуле

(4.2)

где h2 — отметка репера (определяется по съемке фундамента).
Пример. Определить толщины пакетов хI и хII для двух мест I и II укладки фундаментной плиты на фундамент и размер т по высоте между верхней установочной поверхностью фундаментной плиты и репером (рис. 4.5).

Отметка Н линии вала механизма согласно проектным данным (рис. 4.5) равна 3810 мм. Расстояние а от верхней плоскости фундаментной плиты до оси вала приводного двигателя составляет 520 мм, а высота фундаментной плиты b=215 мм. Отметка репера согласно исполнительной схеме съемки фундамента равна 3020 мм. По этим данным производим расчет:
а)     толщины пакетов подкладок для двух мест укладки их на фундамент

б)     размера по высоте между верхней установочной поверхностью фундаментной плиты и репером

Толщину подкладок подбирают согласно расчету для каждого пакета, учитывая при этом, что их количество в одном пакете не должно превышать 3 шт.
Фундаментные плиты, уложенные на подкладки, осаживают затяжкой фундаментных болтов. Затем производят выверку положения плиты на фундаменте путем совмещения продольных и поперечных осей приводного двигателя, нанесенных на фундамент, с размеченными осями на фундаментных плитах.
Высоту установки фундаментной плиты регулируют клиньями и контролируют с помощью поверочной линейки, уложенной на верхнюю установочную поверхность плиты, и метрической линейки, установленной на репер. 

При окончательной затяжке фундаментных болтов необходимо установить плиту так, чтобы высота между ее верхней установочной поверхностью и репером была на 1 мм меньше расчетной. Этот допуск рекомендуется вследствие погрешности при съемке и измерениях.
При окончательной затяжке фундаментных болтов следует выдерживать горизонтальное положение установочной поверхности плиты, используя для этой цели валовой и гидростатический уровни.