Содержание материала

 Объем и виды работ по подготовке электрических машин к установке зависят от способа поставки (в собранном или разобранном виде) и от соблюдения правил транспортировки и хранения.
При отсутствии сомнений в правильном транспортировании и хранении машины, поступившие с завода-изготовителя в собранном виде, на месте монтажа не разбирают. В объем работ по подготовке таких электрических машин к установке входят следующие операции: внешний осмотр машины;
очистка фундаментных плит и лап станин;
промывка фундаментных болтов уайт-спиритом и проверка качества резьбы (прогонкой гаек);
 осмотр состояния выводов, щеточного механизма (включая крепление щеток и щеткодержателей), коллекторов или контактных колец, маслоуказательной и другой арматуры (фланцы, спускные пробки, заглушки) с целью выявления возможных повреждений;
проверка зазора между валом и уплотнениями подшипников; измерение зазора между вкладышем подшипника скольжения и вала; осмотр состояния подшипников; промывка подшипниковых стояков и картеров уайт-спиритом или растворителем 646, проверка их на отсутствие течи через арматуру путем заливки на 8—10 ч керосином на 50—60 мм выше уровня сливного патрубка (в последнем устанавливают заглушку); заполнение картера чистым маслом до требуемого уровня (марку масла указывает завод-изготовитель электрической машины);
вскрытие подшипников качения и проверка заполнения их консистентной смазкой;
проверка щупом воздушного зазора между активной сталью ротора (якоря) и статором (магнитной системой);
проверка свободного вращения ротора (якоря) на отсутствие задеваний последнего о статор (магнитную систему) или задеваний вентиляторов за крышки лобовых щитов (выполняется прокручиванием вручную или при помощи приспособлений, показанных на рис. 6.9);
проверка мегаомметром сопротивления изоляции всех обмоток, щеточной траверсы и изолированных подшипников.

При отсутствии уверенности в том, что во время транспортирования и хранения поступившая в собранном виде машина после заводской сборки осталась неповрежденной и незагрязненной, необходимость и степень ее разборки для ревизии определяют специальным актом, составленным компетентными представителями заказчика и монтажной организации. Такие работы выполняет монтажная организация по отдельному заказу. Эти машины вначале полностью или частично разбирают, а затем приступают к их осмотру.
Работы по разборке машины, поступившей в собранном виде, и последующей сборке выполняют в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.


Рис. 3.5. Проверка электрических машин постоянного тока

При поступлении электрических машин в разобранном виде, кроме указанных выше операций, необходимо:
очистить резьбовые отверстия фундаментных плит, проверить ка чество резьбы и при необходимости исправить резьбу;
разобрать подшипники со снятием крышек и вкладышей, проверить прилегание крышек к стоякам, промыть вкладыши керосином;
осмотреть баббитовую поверхность вкладышей, проверить плотность прилегания их посадочных мест; при обнаружении на баббитовой поверхности мелких царапин и задиров обработать ее гладилкой и пришабрить баббит по шейке вала, проверить плотность заливки баббита керосином, проверить соответствие масляных канавок чертежу;
проверить состояние изоляционного покрова лобовых частей обмоток и миканитовых гильз на выходе обмоточных секций из пазов статорной стали;
убедиться в прочности посадки клиньев, крепящих обмоточные секции в пазах магнитопровода;
тщательно осмотреть активную сталь ротора и статора и убедиться в отсутствии вмятин, забоин и ржавчины;
проверить исправность коллектора (у машин постоянного тока) — качество паек в «петушках» коллекторных пластин и у шин, соединяющих обмоточные секции с коллекторными пластинами;
измерить сопротивление изоляции обмоток (у машин постоянного тока, кроме основных обмоток, проверяют также обмотки полюсов возбуждения и компенсационные обмотки) и изолированных частей щеточного механизма;
проверить в машинах постоянного тока качество пайки всех неизолированных паяных соединений (демпферная клетка, компенсационная обмотка);
проверить в машинах переменного тока правильность соединения выводов в соответствии с напряжением сети;
проверить в машинах постоянного тока с помощью компаса правильность чередования главных и добавочных полюсов;
проверить и при необходимости затянуть все болтовые соединения.

При обнаружении течи в стояках все трещины заваривают.
Для проверки плотности разъемов применяют щуп толщиной 0,05—1 мм, который при разболченных крышках не должен нигде проходить. Зазор между крышкой и верхним вкладышем подшипника должен быть 0,05— 0,1 мм. Нажим крышки на вкладыши не допускается.
Качество паек в «петушках» проверяют измерением падения напряжения между коллекторными пластинами. Схема проверки качества паек в петушках и повреждений в обмотках приведена на рис. 3.5, а.
Проверку производят при поднятых щетках. К двум смежным коллекторным пластинам 1 подводят постоянный ток при помощи пары щупов 3, а другой парой щупов 2 измеряют падение напряжения на этой же паре коллекторных пластин.
При выполнении замеров следует учитывать вид соединения обмоток якоря. При однократно замкнутой схеме соединения обмоток измерения производят между двумя смежными пластинами коллектора, а при двукратно замкнутой схеме — через одну пластину. В качестве источника тока удобнее применять хорошо заряженную аккумуляторную батарею Б напряжением 4—10 В„ обеспечивающую стабильность напряжения при измерениях. Можно также пользоваться сетью 110 и 220 В постоянного тока. Для уменьшения тока последовательно с амперметром включают реостат, позволяющий поддерживать ток 5—10 А.
При наличии замыкания в секции, присоединенной к исследуемой паре пластин, сопротивление ее будет меньше и меньше падение напряжения при одном и том же токе, чем на другой паре пластин, между которыми нет замыкания.
Заключение о качестве пайки петушков выносят по· расхождению падений напряжения (или сопротивлений, вычисленных по закону Ома), которые практически могут отличаться не более чем на 10 % для машин серийного производства. У якорей с уравнительными соединениями расхождения могут быть значительно больше и могут колебаться в пределах 20—30 %.
В практике монтажных работ имели место отдельные случаи появления кругового огня на коллекторах машин постоянного тока при пробном пуске и нагрузке машины в результате закорачивания шин, соединяющих торцы стержней компенсационной обмотки в лобовой части. В зависимости от того, какая часть компенсационной обмотки закорочена, круговой огонь может вызвать большие или меньшие повреждения на коллекторе.  В связи с этим при подготовке к монтажу машин постоянного тока, имеющих компенсационные обмотки, следует особенно тщательно осмотреть щели между шинами. Обнаруженные при ревизии дефекты устраняются персоналом монтирующей организации или силами заказчика с привлечением (в случае необходимости) специалистов завода-изготовителя.
Правильность чередования главных и добавочных полюсов в машинах постоянного тока проверяют с помощью компаса при токе возбуждения, равном 5—6 % номинального. При этом исходят из того, что полюсы машины притягивают противоположный по полярности конец магнитной стрелки компаса и отталкивают одноименный. У двигателей, если смотреть по ходу вращения (рис. 3.5, б), за главным полюсом N (или S) следует одноименный полюс N (или S), а в генераторах — добавочный противоположной полярности (рис. 3.5, в).
При необходимости немедленной передачи под монтаж машин, поступивших в разобранном виде, производят полную чистку отдельных частей со снятием антикоррозионных покрытий. Разборку для снятия антикоррозионных покрытий электрических машин, поставляемых в собранном виде, выполняют в порядке и в объеме, предусмотренном в сопроводительной документации завода-изготовителя.
Правила расконсервации частей электрических машин зависят от вида антикоррозионного покрытия. Так, например, консистентные смазки вначале удаляют деревянным шпателем, а остатки снимают чистой бязью, смоченной уайт-спиритом. Жидкие смазки, как правило, протирают чистой ветошью, а при необходимости удаляют бязью, смоченной в уайт-спирите. Лакокрасочные антикоррозионные покрытия снимают, смочив окрашенную поверхность растворителем 646; после набухания лак снимают чистой бязью, а трудно снимаемые остатки удаляют деревянным шпателем и протирают чистой сухой бязью.
Пораженные коррозией поверхности зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой (ГОСТ 6456—82), смоченной индустриальным маслом 12 или 20 (ГОСТ 20799—75). Поверхность цветных металлов и их сплавов очищают тонким порошком пемзы или мелкой шлифовальной шкуркой, как указывалось выше. Поверхность контактных колец и коллекторных пластин очищают техническим спиртом и полируют стеклянной шкуркой.