Содержание материала

Глава восьмая
ПРОВЕРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ МАШИН

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕРКЕ И ВНЕШНИМ ОСМОТР

Проверку электрической части машин производят перед пуском. Для проверки должны быть подготовлены электрические машины и помещения, в которых они установлены. Машинные помещения, фундаменты и фундаментные ямы там, где они предусмотрены проектом, очищают от строительного мусора, пыли и грязи. Ненужный инструмент, приспособления и другие предметы, использовавшиеся при монтаже, убирают.
При помощи переносной лампы освещают машину и убеждаются в отсутствии в ней посторонних предметов. Особо тщательно просвечивают зазор между статором и ротором. Эту работу рекомендуется выполнять вдвоем, причем один проверяющий с переносной лампой располагается по одну сторону машины и направляет лампу на зазор между статором и ротором, а другой производит осмотр зазора с противоположной стороны машины.
Кроме того, машину продувают сжатым сухим и чистым воздухом давлением не более 0,2 МПа. В машинном помещении должна работать вентиляционная установка.
Работы по проверке электрической части машины пе ред испытанием и пуском начинают с внешнего осмотра.
При внешнем осмотре электрической части проверяют: соответствие паспортных данных электрической части машины проекту и механизму;
внешнее состояние изоляции обмоток и их выводов;
состояние изоляционного покрова лобовых частей обмоток (не допускаются наружные повреждения обмоток, поры и другие дефекты на пленке покровного лака);
состояние щеткодержателей и щеток (у машин постоянного тока);
состояние токосъемных колец, щеток, механизма замыкания накоротко колец, токопроводов к кольцам (у машин переменного тока с фазным ротором).
Все названные работы проводят визуально.
После этого приступают к проверке внутренних соединений обмоток, поверхности коллектора, установки щеток на нейтрали у машин постоянного тока, установки щеточных траверс и расстановки щеток на коллекторе, надежности заземления корпуса машины.

ПРОВЕРКА ВНУТРЕННИХ СОЕДИНЕНИИ ОБМОТОК

Вначале проверяют соответствие внутренних соединений инструкциям и схемам завода-изготовителя. Одновременно осматривают места пайки, болтовые и другие соединения и контакты.
У машин постоянного тока проверку внутренних соединений обмоток производят по схемам, приведенным на рис. 8.1. Согласование полярности параллельной и последовательной (подмагничивающей) обмоток возбуждения проверяют одним из двух методов: пробным включением одной параллельной и затем последовательной обмоток машины или индуктивным методом. При проверке индуктивным методом к обмоткам возбуждения (рис. 8.1, а) подключают милливольтметр PmV на 1— 3 В и батарею Б или аккумулятор. 

Рис. 8.1. Схемы проверки внутренних соединений обмоток машин постоянного тока индуктивным методом:
а — согласование полярности обмоток параллельного ШО и последовательного СО возбуждения; б — проверка правильности взаимного включения обмоток компенсационной КО и добавочных полюсов ДП
Полярность милливольтметра уточняют по маркировке зажимов батареи. Замыкая на короткое время ключ К, наблюдают за отклонением стрелки милливольтметра. При согласованной полярности обмоток стрелка милливольтметра отклоняется вправо, а при несогласованной — влево.
Проверку взаимного включения компенсационной обмотки КО и обмотки добавочных полюсов ДП производят также индуктивным методом (рис. 8.1,б), как и в случае определения полярности последовательной и параллельной обмоток.
Определив таким образом полярность выводов проверяемых обмоток, их соединяют последовательно разноименными полюсами, т. е. плюс одной обмотки с минусом другой. При этом намагничивающие силы действуют согласно.
Правильность соединения обмоток между собой и с доской зажимов определяют путем проверки маркировки начал и концов обмоток и соответствия выполненной схемы соединений, требующейся для данной машины.

При проверке правильности маркировки начал и концов обмоток исходят из следующего:

  1. Выводы обмоток машин постоянного тока маркируются прописными русскими буквами с цифрами 1 (начало) и 2 (конец):

Обмотка якоря                                                                                          Я1—Я2
Параллельная (шунтовая) обмотка возбуждения                         Ш1—Ш2
Обмотка добавочных полюсов                                                             Д1—Д2
Последовательная (сериесная) обмотка возбуждения               С1—С2
Компенсационая обмотка                                                                       К1—К2
Пусковая обмотка                                                                                   П1—П2
Уравнительная обмотка и уравнительный провод                           У1—У2
Обмотка особого назначения                                                               О1—О2

  1. Концы обмоток, соединяемые внутри электрической машины и не выведенные наружу, не обозначают.
  2. При правом вращении машины в режиме двигателя ток во всех обмотках, кроме размагничивающих обмоток главных полюсов, должен проходить от начала 1 к концу 2, причем под правым вращением следует понимать вращение по часовой стрелке, если смотреть на машину со стороны приводного конца вала, а в машине с двумя приводными концами вала — со стороны, противоположной коллектору.
  3. Начало обмотки якоря принято считать соединенным с щетками той полярности, к которой присоединяется положительный провод сети независимо от того, работает машина в режиме генератора или двигателя.


Рис. 8.2. Схемы соединения выводов обмоток машин постоянного тока:
а и в — правое вращение; б и г — левое вращение

Правильность соединения обмоток добавочных полюсов с якорем можно проверить, измеряя на переменном токе методом вольтметра — амперметра полное сопротивление цепи из последовательно соединенных обмоток добавочных полюсов (в том числе и компенсационной) и обмотки якоря. Меньшее значение измеренного сопротивления будет при правильном соединении обмоток.
Принципиальные схемы соединений выводов обмоток машин постоянного тока для различных направлений вращения приведены на рис. 8.2.
Для изменения направления вращения в электродвигателях (рис. 8.2, а) следует изменить направление тока в обмотках возбуждения (рис. 8.2,б) или якоре. В генераторах (рис. 8.2,в) при изменении направления вращения следует изменить направление тока в обмотках возбуждения (рис. 8.2,г), чтобы сохранить прежнюю полярность.

У машин переменного тока при проверке согласованности выводов обмоток и схемы внутренних соединений исходят из следующего:

  1. Выводы обмоток маркируют в соответствии с ГОСТ 183—74.
  2. В машинах, обмотки статора которых соединены в звезду наглухо, на доску зажимов выходят только четыре вывода: фазы С1, С2, С3 и нулевая точка 0.
  3. Концы обмоток, соединенные внутри электрической машины и не выведенные наружу, не обозначают.


Рис. 8.3. Проверка маркировки выводов статора машин переменного тока постоянным током

  1. Статоры большинства двигателей переменного тока имеют шесть выводов, являющихся началами и концами фазных обмоток. При этом выводы фаз статорной обмотки присоединены к доске зажимов таким образом, чтобы с помощью перемычек можно было легко соединять обмотки в звезду или треугольник.

При отсутствии маркировки выводов для проверки применяют один из рассматриваемых ниже методов (рис. 8.3).
Наиболее простым является метод проверки напряжением постоянного тока при раздельном включении обмоток (рис. 8.3, а). Сухой элемент Б или аккумулятор включают в одну фазу (например, I), а к другим фазам поочередно (вначале ко II, а затем к III) подсоединяют милливольтметр. Присоединяя выводы, подбирают такое включение милливольтметра, при котором в момент подачи напряжения стрелка прибора дает отклонение вправо. В этом случае против плюса батареи и минуса милливольтметра находятся начала Н фазных обмоток.
Для более ответственной проверки применяют метод парного последовательного включения двух фаз (рис. 8.3, б) и батареи. Милливольтметр включают в третью фазу. Если первые две фазы соединены одноименными зажимами (как показано на рис. 8.3, б сплошной линией), то стрелка милливольтметра не будет отклоняться при включении батареи. Когда фазы соединены разноименными зажимами, как показано пунктирными линиями, милливольтметр будет реагировать на включение и отключение батареи.
После проверки внутренних соединений обмоток осматривают и проверяют также закрепление выводных концов обмоток и целостность выводов машин.