Содержание материала

4.7. МОНТАЖ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, ИМЕЮЩИХ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
К электрическим машинам, имеющим конструктивные особенности, отличающие их от рассмотренных выше машин, относятся: машины, устанавливаемые на фундаментных балках, машины с разъемным статором и машины с сегментными подшипниками.

Машины, устанавливаемые на фундаментных балках, отличаются тем, что у них подшипниковые стояки и станину монтируют на раздельных балках, а не на общей Фундаментной плите. Поэтому при монтаже машины необходимо выполнить следующие операции: установить и выверить фундаментные балки относительно друг друга и по осям, выверить подшипниковые стояки по оси вала вместе с фундаментными балками, выверить статор относительно оси вала (а следовательно, и относительно Ротора).

Выверка подшипниковых cтояков
Рис. 4.17. Выверка подшипниковых cтояков, установленных на фундаментных балках:
1 — фундаментные балки; 2 — подшипниковые стояки; АА и ББ — главные продольная и поперечная оси

Установку и выверку фундаментных балок производят с соблюдением рекомендаций, приведенных в § 4.2 и 4.4. Если контрольная сборка машины была произведена на заводе-изготовителе, то завод, как правило, наносит на фундаментных балках метки и риски и при установке следует проследить за их совмещением.
Выверку фундаментных балок относительно друг друга и по осям производят путем перемещения отдельных балок. Положение балок относительно друг друга проверяют при помощи гидростатического уровня или поверочной линейки, накладываемой на две соседние, с применением уровня. Горизонтальное положение фундаментных балок выверяют по уровню.
При отгрузке фундаментных балок с установленными и заштифтованными на них подшипниковыми стояками выверку их выполняют в сборе (рис. 4.17). При этом подшипниковый стояк и фундаментную балку, на которой он установлен, крепят общим фундаментным болтом (рис. 4.18).

Машины с разъемным статором.

Крупные электрические машины переменного тока диаметром более 3 м и машины постоянного тока такого же или меньшего диаметра выпускают с разъемным статором.
Перед строповкой нижней половины статора 3 во избежание ее изгиба и поломки во время подъема в разъем статора устанавливают распорный деревянный брус 4 (рис. 4.19).


Рис. 4.18. Крепление подшипникового стояка и фундаментной балки общим фундаментным болтом:
1 — клин; 2 — подшипниковый стояк; 3 — фундаментный болт; 4 — фундаментная балка; 5 — опорная плита
Строповка нижней половины статора
Рис. 4.19. Строповка нижней половины статора:
1 — крюк крана; 2 — строп; 3 — нижняя половина статора; 4 — распорный брус; 5 — шпала; 6 — подпирающий домкрат

 

Рис. 4.20. Установка и выверка нижней половины статора

В местах опирания статора на фундаментной плите (или фундаментных балках) предварительно выкладывают подкладки для регулирования положения статора по высоте.
Положение установленной на плите нижней половины статора выверяют, как показано на рис. 4.20, при помощи натянутой струны. В результате выверки необходимо обеспечить равенства:После этого струну снимают и на подшипниковые стояки устанавливают ротор, положение которого выверяют одним из описанных выше методов. Предварительно регулируют зазор между ротором и нижней половиной статора, поднимая или опуская ее, для чего изменяют количество и толщины подкладок под лапами статора. Одновременно при помощи подпирающего домкрата, установленного под станиной статора, приподнимают станину, чтобы не допустить ее прогиба или поломки. Затем тщательно очищают плоскость разъема обеих половин статора и устанавливают его верхнюю половину. Для предотвращения касания верхней половиной статора поверхности ротора следует предварительно положить на плоскость разъема нижней части статора несколько пластин с вырезами, позволяющими вынуть их после опускания верхней половины статора (это касается асинхронных двигателей, имеющих малый воздушный зазор).
Стык обеих половин статора не должен иметь зазоров. Проверку плотности прилегания верхней половины статора к нижней производят щупом. Выступы в стыке высотой более 0,2 мм осторожно опиливают, место стыка очищают металлической щеткой и продувают сжатым воздухом.

Сегментные подшипники
Рис. 4.21. Сегментные подшипники

Нижнюю половину статора крепят к фундаментной плите только после сболчивания обеих половин и проверки воздушного зазора между статором и ротором. При этом следует учитывать, что воздушные зазоры необходимо проверить дважды: после соединения обеих половин и затем после затяжки болтов, крепящих статор к фундаментной плите.

Машины с сегментными подшипниками.

Генераторы повышенной частоты имеют подшипники с верхними и нижними вкладышами, состоящими из отдельных сегментов с баббитовой наплавкой (подушкой).
Устройство сегментного подшипника показано на рис. 4.21. Каждый сегмент 5 вкладыша может перемещаться в своем гнезде, что позволяет сегментам самоцентрироваться в некоторых пределах относительно шейки вала.
Плоскость 7 разъема вкладышей сегментного подшипника не совпадает с плоскостью разъема крышки подшипникового стояка, так как имеет небольшой наклон к горизонтали. Положение каждого сегмента можно регулировать регулировочными винтами 2, размещенными в корпусе 4 и упирающимися в сферическое углубление сегмента. В радиальном направлении перемещение сегментов ограничено упорами 1, а в осевом — упорными кольцами 6, расположенными по торцам. Эти кольца одновременно являются и лабиринтными уплотнениями вкладышей, способствующими снижению расхода масла, а также уменьшению его загрязнения (подробнее о лабиринтных уплотнениях см. § 7.3). Подшипники имеют принудительную смазку. Подача масла в подшипник осуществляется через полый стопор 2, ввернутый в корпус который, кроме того, предотвращает поворачивание вкладышей подшипника на шейке вала при его вращении. Для стока масла подшипник снабжен трубкой 8.
Для выемки вкладыша из подшипникового стояка следует повернуть его в гнезде таким образом, чтобы плоскость разъема вкладыша совпадала с плоскостью разъема крышки стояка, затем вынуть направляющие шпильки и болты, стягивающие между собой нижний и верхний вкладыши, снять верхний вкладыш, после чего выкатить нижний. Без такой предварительной подготовки разборка и сборка сегментных подшипников невозможны, а всякое чрезмерное усилие, прикладываемое для снятия верхнего вкладыша, может привести к его повреждению.
В связи с тем, что генераторы повышенной частоты имеют воздушный зазор между статором и ротором 0,9—1,9 мм, подъем вала для выкатки вкладышей подшипников производят только гидравлическим или клиновым домкратом с соблюдением мер предосторожности, исключающих повреждение ротора или статора.
Перед сборкой генераторов повышенной частоты проверяют и при необходимости пригоняют сегментные вкладыши к шейке вала. Эти операции производят на специально изготовленном металлическом шаблоне-оправке (подробно см. § 7.3).