Содержание материала

Глава вторая
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО МОНТАЖУ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Производительность труда и качество работ по монтажу современных средних и особенно крупных электрических машин и агрегатов, имеющих сложное устройство и значительную массу (исчисляемую многими тоннами, а в ряде случаев и десятками тонн в единице), в большой мере определяется уровнем и объемом организации работ.
Организацию работ по монтажу таких электрических машин нельзя ограничить только вопросами выбора тех или иных методов производства работ, того или иного приспособления или механизма для установки и выверки машин, центровки валов и т. п.
В действительности организация работ по монтажу средних и крупных электрических машин намного сложнее и включает ряд разделов, каждый из которых в свою очередь объединяет комплекс отдельных вопросов. К таким разделам, в частности, относятся: комплектация и изучение технической документации; изучение проекта производства работ (ППР); приемка помещений и фундаментов, предназначенных для установки электрических машин; подготовка специальных инструментов, механизмов, приспособлений и приборов; рациональная организация труда и рабочего места бригады монтажников; выбор прогрессивных методов производства монтажных и испытательных работ.

КОМПЛЕКТАЦИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Подготовку к монтажу электрических машин начинают с комплектации технической документации и подробного ее изучения. В состав технической документации входит документация, передаваемая заказчиком, и документация, разработанная организацией, монтирующей электрические машины. Документация, передаваемая заказчиком, включает техническую документацию, полученную от завода-изготовителя (паспорта машин, подлежащих монтажу, техническое описание с инструкциями по монтажу и эксплуатации каждой машины, сборочные заводские чертежи); комплектовочные (отправочные) ведомости; инструкции по сборке машин, отгруженных заводом-изготовителем в разобранном виде, и техническую документацию, разработанную проектной организацией применительно к данному конкретному объекту. В состав последних входит: строительное задание на фундаменты под электрические машины с указанием габаритов и отметок фундаментов и их привязки к осям помещения, а также отметок и привязки осей валов механизмов; документация проектной организации; перечень допустимых статических и динамических нагрузок на перекрытия; чертеж машинного зала (или другого помещения, предназначенного для установки электрических машин) с указанием грузоподъемности установленных в нем кранов и высоты от пола до крюка крана.
Вся техническая документация, получаемая монтирующей организацией от заказчика, должна иметь штамп с надписью «Разрешено к производству работ» и подпись ответственного представителя заказчика. Кроме того, заказчик должен письменно подтвердить, что передаваемые в монтаж электрические машины или агрегаты поставлены заводом-изготовителем без конструктивных изменений, влияющих на размеры и привязку осей фундаментов.
При получении технической документации от заказчика монтажная и строительная организации должны совместно проверить соответствие основных размеров и привязки осей фундаментов, указанных в строительном задании, требованиям проектной организации на разработку этого задания и чертежам расположения электрических машин в машинном зале; правильность высотных отметок валов сочленяемых электрических машин и  агрегатов, а также валов технологического оборудования, устанавливаемого на сооружаемых фундаментах. Отклонения, обнаруженные в чертежах, подлежат устранению заказчиком.
Объем и содержание документации, разработанной организацией, монтирующей электрические машины, определяются мощностью и габаритами последних. Для монтажа крупных электрических машин, как правило, разрабатывают проект производства работ (ППР), а для средних машин — технологические записки. По получении технической документации монтажному персоналу прежде всего необходимо убедиться в ее комплектности и соответствии монтируемым электрическим машинам и агрегатам, а затем приступить к ее изучению.
Изучение технической документации начинают с подробного ознакомления с паспортами, технической характеристикой и назначением каждой машины, а также с техническим описанием и инструкцией по монтажу и эксплуатации машин. Инструкции входят в состав сопроводительной документации, отправляемой заводом- изготовителем непосредственно с машинами в одном из закрытых мест.
В паспорте машины указывается ее основная техническая характеристика: тип машины, мощность, максимальный момент (для двигателей), дата выпуска, завод- изготовитель и т. д.
Техническое описание с инструкцией по монтажу и эксплуатации содержит краткие сведения о назначении машины; ее основные технические данные; описание устройства машины; перечень специального инструмента и приспособлений, отгружаемых заводом в комплекте с машинами (например, ключ для регулирования болтов отжимных планок ротора, прижимающих катушки полюсов к полюсным башмакам, винты для прижатия отжимных планок ротора, ключ для подпрессовки сердечника статора отжимными болтами гребенок, ключ для заворачивания гаек, контрящих указанные отжимные болты, и др.); сведения о маркировке сборочных единиц машин; рекомендации по хранению машин; указания по консервации и расконсервации машин; требования к разборке и сборке; краткие указания по монтажу и подготовке к эксплуатации; перечень контролируемых величин; перечень возможных неисправностей и способов их устранения; указания по технике безопасности.
Непосредственное отношение к монтажу и наладке электрических машин имеют содержащиеся в техническом описании с инструкцией по монтажу и эксплуатации чертежи и схемы, которые необходимо внимательно рассмотреть и изучить. К последним, в частности, относятся: общий вид машины; схемы (расположения щеток на коллекторе; пришлифовки щеток к поверхности коллектора; установки щеток на нейтраль; мест подключения мегаомметра для измерения сопротивления изоляции; определения места замыкания изоляции подшипника); чертеж приспособления для сдвига статора и другие чертежи в зависимости от мощности, габарита и назначения электрических машин.
Затем подробно изучают комплектовочные (отправочные) ведомости и сборочные заводские чертежи, а по машинам, поступившим от завода-изготовителя в разобранном виде, инструкцию предприятия по их сборке.
В заключение весь монтажный персонал должен тщательно изучить проект производства работ или технологическую записку на монтаж электрических машин.

ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА МОНТАЖ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

 Проект производства работ (ППР) разрабатывается только на монтаж крупных электрических машин или агрегатов. ППР является руководством для производства монтажных работ, предназначенным для повышения организационно-технического уровня выполняемых работ на основе использования прогрессивной технологии, новейших механизмов и приспособлений, а также требований научной организации труда в целях обеспечения высокого качества, повышения производительности труда и сокращения сроков монтажа. ППР, выполненный с учетом приведенных требований, помогает монтажному персоналу организовать работы передовыми методами, рационально расставить и использовать членов бригады, своевременно подготовить фронт работ, составить заявки на необходимые механизмы, приспособления, инструмент и приборы для производства работ.
ППР разрабатывает участок инженерной подготовки производства (УИПП) электромонтажного управления на основе технической документации, полученной от заказчика (см. § 2.2), «Инструкции по организации подготовки производства электромонтажных работ» и типового проекта производства работ на монтаж электрических машин. При разработке ППР учитываются условия поставки электрических машин (в собранном или разобранном виде), наличие подъемно-транспортных средств (в том числе установленных на строящемся объекте) и др.
В общем случае в ППР на монтаж электрических машин или агрегатов входят: пояснительная записка, содержащая краткие сведения по объекту; техническая характеристика монтируемых машин; ведомость физических объемов монтажных работ; ведомость изменений и дополнений к проекту; ведомость закладных деталей в монтажных проемов; календарный или сетевой график производства работ; таблица технико-экономических показателей (объем затрат труда, потребность в рабочей силе с указанием квалификации и количества рабочих, выработка и др.); план размещения сборочных единиц электрических машин в монтажной зоне, учитывающий удельную нагрузку на перекрытия; расчет и перечень клиньев и подкладок под фундаментные плиты или клиновых домкратов и винтовых устройств (при бесподкладочном методе монтажа); расчет стропов и канатов, необходимых для перемещения электрических машин и их сборочных единиц; схемы строповки отдельных сборочных единиц; технология монтажа с указанием последовательности выполнения отдельных операций; технологическая маршрутная карта такелажных работ; ведомость применяемых при монтаже подъемно-транспортных средств (в том числе подъемно-транспортных механизмов строящегося объекта, например мостовых кранов или кран-балок), монтажных механизмов, специального инструмента, приспособлений, приборов, основных и вспомогательных материалов; указания по безопасности труда, разработанные конкретно для монтируемых электрических машин и для данного объекта; перечень форм сдаточной документации.
Технологические записки являются руководством для монтажа средних электрических машин. В технологической записке приводят лишь краткие сведения для монтажного персонала.  В нее входят: техническая характеристика монтируемых машин; указания по технологии монтажа с перечнем последовательности выполнения операций; ведомость применяемых при монтаже подъемно-транспортных средств, механизмов, специального инструмента, приспособлений, приборов, основных и вспомогательных материалов; указания по безопасности труда.
ПΠΡ и технологические записки на монтаж электрических машин должны быть утверждены главным инженером электромонтажного управления.