Очередность операций по установке подшипниковых стояков зависит от того, проходила или не проходила монтируемая электрическая машина заводскую сборку.
У машин, прошедших контрольную сборку на заводе, просверлены отверстия в фундаментных плитах, предназначенные для установки и крепления подшипниковых стояков. Если машины не проходили заводской сборки, необходимо разметить фундаментные плиты и просверлить в них отверстия для крепления стояков.
В местах установки подшипниковых стояков на фундаментную плиту укладывают регулировочные металлические подкладки и изолирующие прокладки под одним или двумя стояками, как указано в установочных чертежах завода-изготовителя. Количество металлических прокладок определяется предприятием-изготовителем при контрольной сборке и указывается в установочных чертежах.
Перед укладкой металлические подкладки тщательно выправляют, а заусенцы и другие дефекты, которые могут вызвать перекос стояка, снимают напильником. Металлические подкладки укладывают так, чтобы они выступали за пределы опорной поверхности стояка не менее чем на 5 мм, а изолирующие прокладки — на 5—· 10 мм.
Изолирующие прокладки толщиной 2—5 мм обычно завод-изготовитель поставляет комплектно с машиной. Они предотвращают прохождение паразитных токов в подшипниках, вызывающих разрушение баббита вкладышей и разъедание шеек вала. Основной причиной появления паразитных токов является асимметрия магнитного поля машины, в результате чего возникает пульсирующий магнитный поток, который пересекает короткозамкнутую цепь (вал — подшипниковые стояки — фундаментная плита — вал) и может вызвать более значительные токи. Изоляционные прокладки разрывают указанную короткозамкнутую цепь.
На установочных заводских чертежах даны указания по изоляции болтов, крепящих стояки к плите, конических контрольных штифтов, фланцевых соединений маслопровода.
Для изолирования болтов применяют бакелитовые трубки с толщиной стенки 2 мм, а для конических штифтов — трубки из прессшпана или электрокартона.
Диаметр изолирующих текстолитовых шайб на болтах и контрольных штифтах должен на 10 мм превышать диаметр металлических шайб, находящихся под гайками.
На рис. 4.11, а показаны изолирующие прокладки под стояками агрегата с четырьмя подшипниками. Изоляция болтов подшипникового стояка показана на рис. 4.11.б.
Сопротивление изоляции подшипниковых стояков по отношению к плите измеряют мегаомметром, рассчитанным на 1000 В, до укладки валов в подшипники; при затянутых болтах, крепящих стояки к плите, это сопротивление должно составлять не менее 1 МОм.
Рис. 4.11. Расположение изолирующих прокладок на агрегате с четырьмя подшипниковыми стояками:
а — расположение прокладок под стояками; б — изоляция подошвы стояка; 1 — стояки; 2 — изолирующие прокладки; 3 — подошва стояка; 4 — бакелитовая трубка; 5 — металлическая шайба; 6 — изолирующая текстолитовая шайба; 7 — болт крепления стояка к плите; 8 — фундаментная плита
Рис. 4.12. Выверка подшипниковых стояков:
1 — визирные струны для выверки главный осей; 2 — риски; 3 — отвесы; 4 — металлическая пластина; 5 — подшипниковый стояк; 6 — осевая линия подшипников; 7 — фундаментная плита; АА и ББ — главные продольная и поперечная оси
Подшипниковые стояки перед установкой подвергают осмотру. Установку подшипниковых стояков на металлические и изоляционные подкладки производят при помощи крана. Затем снимают крышки подшипников, верхние половины вкладышей и регулируют положение стояков 5 относительно главной продольной оси АА (рис. 4.12). Для этого на плоскости разъема подшипниковых стояков 5 устанавливают и закрепляют металлические пластины 4 шириной около 200 мм с нанесенными на них рисками оси подшипника. По отвесам 5 устанавливают подшипниковые стояки так, чтобы острия отвесов были в створе с осевыми линиями 6 подшипников. Для одновременной фиксации положения подшипниковых стояков в осевом и поперечном направлениях следует опустить по два отвеса 3 на осевые линии подшипников. Такую операцию повторяют со всеми подшипниковыми стояками, после чего закрепляют болты, крепящие стояки к фундаментным плитам.
Если согласно заводской инструкции предусмотрена заводка ротора в статор после установки последнего, то устанавливать подшипниковые стояки необходимо после заводки ротора в статор.
Подшипниковые стояки устанавливают с максимальной точностью. При установке и регулировании положения подшипниковых стояков уровнем проверяют горизонтальность плоскостей разъема подшипников, а если стояки устанавливают на отдельно стоящих плитах, то проверяют также расстояние между ними, руководствуясь установочным чертежом. Однако эта установка является предварительной. Окончательную выверку стояков выполняют при центровке валов электрических машин.