Многомашинные преобразовательные агрегаты, широко применяемые в металлургической, автомобильной, машиностроительной и других отраслях промышленности, состоят из трех—пяти соединенных между собой электрических машин. Важнейшим условием их надежной эксплуатации является высокая точность центровки валов электрических машин, входящих в агрегат. В таких агрегатах в качестве привода применяют синхронные электродвигатели, подшипники которых не рассчитаны на дополнительные нагрузки от якорей генераторов, имеющих только по одному собственному подшипнику. В целях разгрузки подшипников приводного двигателя от дополнительных нагрузок на них, вызванных соединением с одноопорными валами якорей генераторов, рекомендуется специальный (для данных агрегатов) метод выверки линии валов.
Сущность его состоит в том, что для равномерного распределения нагрузок на подшипники агрегата предусматривается установка отдельных валов в такое взаимное расположение одного относительно другого, при котором плоскости фланцев (рис. 6.16) имели бы некоторый угловой развал, заданный расчетом. Так, например, в трехмашинном преобразовательном агрегате, состоящем из синхронного двигателя и двух генераторов постоянного тока, предназначенных для питания приводных двигателей блюминга, общую линию валов устанавливают так, чтобы между торцовыми плоскостями фланцев соединения А (рис. 6.16) был развал (непараллельность), а торцовые плоскости фланцев соединения Б были параллельны.
Рис. 6.17. Приспособление для плавного подъема вала и определения нагрузок на подшипники многомашинных агрегатов методом взвешивания: 1 — индикатор; 2 — рукоятка ручного привода гидравлического домкрата; 3 — серьги динамометра; 4 — динамометр; 5 — строп из стального каната (к мостовому крану); 6 — приспособление для плавного подъема вала агрегата; 7 — гидравлический ручной домкрат; 8 — универсальный строп из стального каната; 9 — стойка подшипника; 10 — вал ротора (якоря); 11 — стойка; 12 — болт
Размер развала определяет расчетом и задает в сопроводительной документации завод-изготовитель. Одновременно для таких агрегатов заводом-изготовителем указываются нагрузки на подшипники, также определенные расчетным методом.
Операции по выверке линии валов агрегата на основании расчетных данных выполняют в такой технологической последовательности:
замеряют и регулируют уклоны шеек вала средней машины агрегата, имеющей два собственных подшипника, таким образом, чтобы шейки вала находились на одной высоте по отношению к горизонтальной плоскости, а также выверяют и закрепляют подшипниковые стояки этой машины;
прицентровывают к выверенному валу средней машины вал машины, имеющей один подшипниковый стояк, для чего вводят центрирующий выступ фланца присоединяемого вала в выточку фланца (или полумуфты) выверенного вала средней машины, замеряют и регулируют зазор между торцами фланцев (он должен соответствовать развалу, указанному в чертежах завода-изготовителя электрических машин);
устанавливают и затягивают временные (черновые) стяжные болты, диаметр которых несколько меньше диаметра основных стяжных болтов;
прицентровывают к выверенному валу средней машины валы остальных машин агрегата (в последовательности, изложенной выше);
проверяют жесткость соединения фланцев черновыми болтами, а также надежность закрепления подшипниковых стояков;
определяют методом взвешивания фактические нагрузки на подшипники и в случае необходимости производят перераспределение нагрузок на подшипники путем перемещения подшипниковых стояков в вертикальной плоскости;
заменяют поочередно черновые стяжные шпильки на постоянные, входящие в комплект поставки завода-изготовителя электрических машин.
Операции по взвешиванию валов для определения нагрузок на подшипники многомашинных агрегатов производят с помощью специального приспособления для плавного подъема вала (рис. 6.17). Основной частью этого приспособления является индикатор 7, предназначенный для фиксации момента отрыва вала от нижнего вкладыша подшипника (при подъеме вала). Индикатор устанавливают на стойке 11 и крепят на стояке подшипника болтом 12.
Взвешивание валов производят в такой последовательности: снимают крышки и верхние вкладыши подшипников;
закрепляют индикатор на стояке подшипника с помощью болта 12 (рис. 6.17) для фиксации момента отрыва вала от нижнего вкладыша подшипника;
подвешивают динамометр к крюку подъемного механизма;
стропят взвешиваемую сторону вала с обеих сторон подшипника насколько возможно ближе к нижнему вкладышу подшипника;
при помощи гидравлического домкрата 7 (рис. 6.17) плавно приподнимают подвешенную часть вала до тех пор, пока не натянутся стропы и стрелка индикатора не отклонится на два—четыре деления, что соответствует отрыву вала на 0,02—0,04 мм;
записывают показания динамометра и индикатора в момент отрыва вала от вкладыша;
осторожно, без рывков, при помощи гидравлического домкрата 7 опускают вал на нижний вкладыш подшипника и для большей точности повторяют взвешивание 2—3 раза;
сравнивают данные фактических нагрузок на подшипник с расчетной нагрузкой; аналогично определяют фактические нагрузки на все остальные подшипники;
при необходимости производят перераспределение нагрузок на подшипники путем изменения высоты стояков подшипников;
составляют протокол по результатам взвешивания;
отворачивают гайки временных болтов и повторно замеряют зазоры между фланцами;
сравнивают результаты замеров между фланцами с первоначальными, соответствующими расчетным;
снимают приспособление для плавного подъема и взвешивания вала и освобождают мостовой кран;
устанавливают верхние вкладыши и крышки подшипников;
заменяют поочередно по одному временные болты на фланцах на постоянные.