Содержание материала

Перед установкой статор и ротор осматривают. Для удобства осмотра ротор укладывают на выложенные шпальные клетки или на подшипники. Поверхность статора и ротора протирают от пыли ветошью или сухими тряпками. Активную сталь и обмотки продувают сухим сжатым воздухом при давлении 0,2 МПа (2 кгс/см2). С вала ротора удаляют антикоррозионное покрытие.

При осмотре проверяют:
сохранность изоляционного покрова лобовых частей обмоток и миканитовых гильз на выходе обмоточных секций из пазов (наружные повреждения изоляционного покрова обмоток, поры и другие дефекты на пленке покровного лака не допускаются);
плотность посадки клиньев, крепящих обмоточные секции в пазах магнитопроводов (при легком постукивании молоточком с одновременным прощупыванием левой рукой не допускается слабина и вибрация клина; выступающие части клиньев спиливают);
плотность насадки бандажей для крепления лобовых частей обмотки у машин постоянного тока (слабина насадки не допускается);
состояние пазовых зубцов (следы коррозии, забоины и вмятины не допускаются);

надежность крепления контактных колец, полюсов, межполюсных распорок и соединений, обмоток роторов синхронных двигателей;
плотность контакта пластин, соединяющих стержни беличьего колеса роторов асинхронных двигателей (затекание краски в неплотные контакты может привести при пуске к круговому огню и аварии машины);
исправность и правильность соединений выводов в машинах;
схему внутренних соединений и правильность чередования главных и дополнительных полюсов в машинах постоянного тока (см. рис. 3.5);
качество паек и болтовых соединений (в пайках «петушков» черновины, пустоты и наплывы припоя не допускаются);
сопротивление изоляции всех обмоток и других частей, установленных на изоляционных прокладках, гильзах или втулках.

Обнаруженные при проверке дефекты заказчик устраняет своими силами или в случае надобности с привлечением специалистов завода-изготовителя. Часть операций по устранению дефектов может быть выполнена монтирующей организацией по согласованию с заказчиком.
После проверки статоров и роторов и устранения обнаруженных дефектов приступают к их установке.
На время подачи статора и ротора для установки на фундаментной плите струны, фиксирующие положение главных осей фундамента, снимают. Подъем и установку статора производят при помощи мостового крана или другого подъемного механизма.
Статор устанавливают на фундаментную плиту по заводским пометкам (рискам) или по отверстиям для болтов и контрольных штифтов. Затем, вновь натянув струну по осям подшипниковых стояков, сначала проверяют положение главной продольной оси и по ней выверяют положение статора так, чтобы его продольная ось совпадала с линией вала.
Положение статора в горизонтальной плоскости регулируют перемещением его по фундаментной плите в необходимом направлении. При регулировке по высоте изменяют количество и толщину подкладок под лапами статора.
Ввод ротора в статор является сложной монтажной операцией. Из-за того, что зазор между статором и ротором мал, при неосторожном выполнении этой операции можно повредить их сердечники и обмотки.
Перед вводом ротора в статор необходимо снять передний подшипниковый стояк со стороны контактных колец или коллектора. Приемы ввода ротора в статор зависят от конструкции статора. Статор может иметь расточку, нижняя отметка которой расположена выше или ниже плоскости фундаментной плиты.

Рис. 4.13. Ввод ротора в статор, установленный на шпалах

В первом случае статор немного приподнимают на прокладках, чтобы обеспечить проход конца вала над нижним вкладышем заднего подшипника. Во втором случае статор устанавливают не на фундаментную плиту, а на шпалы, подложенные под его лапы с таким расчетом, чтобы высота подъема статора над плитой позволяла свободно ввести ротор в его полость, как показано на рис. 4.13.
Перед началом ввода ротора в статор нижнюю часть полости статора выкладывают прессшпаном или картоном, чтобы предохранить сталь статора от повреждений. В этом случае операцию по вводу ротора выполняют в такой последовательности: ротор стропят тросовой чалкой, выверяя его так, чтобы он принял уравновешенное горизонтальное положение, и при помощи крана подводят его к полости статора.
Положение ротора должно быть отрегулировано так, чтобы зазоры между сталью статора и ротора по возможности были визуально равномерными. Во избежание повреждения ротора тросовой чалкой предварительно по всей поверхности сердечника ротора под трос подкладывают отрезки досок, которые и принимают на себя давление троса.
При достаточной длине вала застропованный за концы вала ротор подводят к статору и продвигают до тех пор, пока конец вала не выйдет за пределы статора. В таком положении ротор опускают на деревянные брусья или козлы, в которых предусмотрены специальные выемки для предотвращения скатывания ротора. Затем ротор стропят и осторожно вводят в статор настолько, чтобы шейка его вала уложилась в подшипник. Надо тщательно следить при этом за сохранностью обмотки и стали статора. Для наблюдения за вводом ротора зазор статора рекомендуется освещать электрической лампочкой со стороны, противоположной вводу. После ввода ротора статор немного приподнимают и из-под лап статора вынимают временно уложенные прокладки.
Если расточка статора расположена ниже поверхности фундаментной плиты, статор поднимают, под его лапы укладывают шпалы с таким расчетом, чтобы расточка статора была немного выше верхней отметки плиты. Ввод ротора в полость статора при достаточной длине вала производят, как указано выше. После ввода временно снятый подшипниковый стояк устанавливают на место, а ротор опускают на сталь статора, ранее выложенную прессшпаном или картоном. Затем статор стропят и одновременно с ротором приподнимают настолько, чтобы можно было вынуть шпалы из-под лап. Весь груз медленно опускают и шейки вала укладывают в нижние вкладыши подшипников. Пользуясь отжимными винтами, для которых в лапах станины специально предусмотрены отверстия с нарезкой, статор приподнимают и под лапы станины вновь укладывают подкладки, которыми регулировали ранее установку статора по высоте.
При недостаточной длине вала ротора, не позволяющей ввести ротор в статор, вал наращивают дополнительным монтажным валом (удлинителем). Удлинитель обычно поставляют заводы-изготовители в комплекте с электрической машиной.
Соединение удлинителя с валом машины производят с соблюдением осторожности во избежание повреждения шлифованной поверхности шейки вала.
Ввод в статор 1 ротора 3 с закрепленным удлинителем 2 вала схематически показан на рис. 4.14, а, В положении, показанном на рис. 4.14,б, ротор следует аккуратно уложить на шпалы, после чего закрепить строп на удлинителе вала, как показано на рис. 4.14, в.


Рис. 4.14. Ввод ротора в статор с применением удлинителя

Рис. 4.15. Ввод ротора в статор электродвигателя 12—13-го габарита с применением удлинителя и специального приспособления:
1 —  стойка; 2 — балка; 3 — грузовой ролик; 4 — удлинитель; 5 — статор; 6 —  роτορ; 7 —  накладка


Рис. 4.16. Ввод ротора в статор с перестроповкой:
а — строповка ротора на траверсе и ввод в статор; б — вывеска ротора и статора на траверсе; в — установка статора и ротора на подшипниковые стояки; 1 —  статор; 2—траверса; 3 — ротор; 4 — строп; 5 — шпалы; 6 — подшипниковый стояк

При использовании удлинителя для ввода ротора у средних электрических машин (например, электродвигателей 12—13-го габарита) может быть рекомендовано специальное приспособление (рис. 4.15), состоящее из стоек 1, балок 2 и грузовых роликов 3.
В случае отсутствия удлинителя и при недостаточной длине вала ротора при вводе его в статор прибегают к перестроповке (рис. 4.16).
Для этой цели статор 1 предварительно устанавливают на выкладке из шпал 5 (рис. 4.16,а), а вал ротора 3 крепят к траверсе 2 и осторожно вводят ротор в статор.
Затем устанавливают подшипниковые стояки 6 и крепят их к фундаментной плите, стропят статор к траверсе
вывешивают ротор и статор на крюке крана (рис. 4 16,б), после чего разбирают выкладку из шпал (при вывешенной машине). В положении, показанном на рис. 4.16, б, машину опускают на подшипниковые стояки. По- установки статора и ротора проверяют зазоры между заточками шеек вала и торцами вкладышей подшипника.
Зазоры между заточками шеек вала и торцами вкладышей подшипников служат для обеспечения осевого разбега вала (осевой игры) в подшипниках при работе машин. Осевой разбег вала устанавливают по указаниям завода-изготовителя машин, а при отсутствии их обычно руководствуются следующими требованиями: при диаметре шеек вала до 200 мм разбег вала должен находиться в пределах 2—4 мм, а при диаметре шеек вала выше 200 мм — около 2 % диаметра шейки вала, мм, с каждой стороны.
У многомашинных агрегатов, валы машин которых соединяют жесткими поперечно-свертными муфтами, разбег валов устанавливают исходя из того, что при повышении температуры вала на 40°C он удлиняется примерно на 0,5 мм на каждый метр своей длины.
Регулировку осевых зазоров производят путем перемещения вала или подшипниковых стояков вдоль оси вала машины.