Содержание материала

§ 52. СУДОВЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ
В темное время суток речные суда должны иметь видимые с дальнего расстояния световые отличительные сигналы. Последние подразделяются на:
ходовые, действующие во время движения судна; стояночные, действующие во время стоянки судна на якоре у берега, на рейде или у пристаней.
Состав, количество и расположение (штатное место) судовых отличительных и сигнальных огней обусловлены «Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР».
Сигнально-отличительные огни представляют собой фонари особой конструкции, снабженные специальной линзовой оптикой для увеличения дальности их видимости.
В зависимости от назначения фонари имеют определенный угол действия (сектор) огня. Основные характеристики сигнально-отличительных огней приведены в табл. 10.
Расположение и схема питания отличительных и сигнальных огней па грузовом теплоходе показаны па рис. 100. Судно имеет на флагштоке два вертикально расположенных топовых огня 2 — белый и под ним зеленый, два бортовых огня 3— зеленый и красный, один гаковый 7 и два гакабортных 8 огня.
Во время стоянки самоходные сухогрузные суда несут один мачтовый 6 (клотиковый) огонь на передней мачте с дугой освещения 360°, белый огонь 4 по краям капитанского мостика, зажигаемый с ходовой стороны и видимый с трех сторон (по траверзу с носа и кормы), гакабортные 8 огни, при стоянке на якоре зажигается штаговый 1 и якорный 9 огни.
Кроме основных отличительных постоянных огней, самоходные суда, плавающие на озерах и водохранилищах, снабжаются особыми сигнально-проблесковыми лампами и фонарями-отмашками 5.
На наливных судах на передней мачте располагаются по вертикали два или три топовых огня — один белый и один (нефтепродукты 2, 3-го или 4-го классов) или два (нефтепродукты 1-го класса) красных огня.
Отличительные и сигнальные огни включаются в судовую электрическую сеть через герметические штепсели посредством гибкого кабеля марки НРШМ.
Для управления сигнально-отличительными огнями и контроля за их действием в рулевой рубке устанавливается контрольный коммутатор, рассчитанный на подключение 3, 5, 7 или 10 огней.
Контрольные коммутаторы обязательно устанавливают на пассажирских и нефтеналивных судах, судах, перевозящих взрывоопасные и легковоспламеняющиеся грузы, а также на судах, буксирующих нефтеналивные суда.
От контрольного коммутатора получают питание топовые, бортовые и гакабортные огни, на рыболовных судах дополнительно — рыболовный и трехцветный (траловый) отличительные фонари, на нефтеналивных судах — специальные топовые огни.
В коммутаторе размещаются коммутационные устройства для управления огнями и шаровые сигналы (реле), включенные последовательно с лампой каждого огня, для визуального контроля за исправностью огней.


Рис.101. Принципиальная схема контрольного коммутатора сигнальных огней

Таблица 10


Контрольный коммутатор должен иметь двустороннее питание непосредственно от ГРШ, (или АРЩ) и от ближайшего группового щита освещения. Переключение питания с основного фидера на резервный и обратно производится на коммутаторе двухполюсным переключателем.
Принципиальная электрическая схема контрольного коммутатора изображена на рис. 101. Во время действия отличительного огня электромагнитная катушка реле РБ находится под напряжением и удерживает в притянутом положении свой якорь.
В окошечке коммутатора видно красное поле, свидетельствующее об исправности огня. При этом контакты реле разомкнуты. Перегорание нити лампы огня сопровождается разрывом цепи питания катушки реле. Последнее отпускает свой якорек, шаровой сигнал отпадает и контакты реле замыкаются. Включается цепь сигнального звонка.