Магнитные пускатели — комплектные электрические аппараты управления, предназначенные для дистанционного пуска, остановки и реверсирования электрических двигателей переменного тока мощностью до 55 кВт при напряжении втягивающих катушек контакторов от 127 до 500 В. Они комплектуются из одного или нескольких контакторов, тепловых реле и пусковых кнопок, заключенных в общий пластмассовый или металлический корпус.
Наиболее простым является нереверсивный пускатель, состоящий из одного трехполюсного прямоходового контактора и двух тепловых реле.
На рис. 32, а показана принципиальная схема нереверсивного магнитного пускателя.
Основными элементами ее являются: асинхронный трехфазный двигатель M с короткозамкнутым ротором, нереверсивный магнитный пускатель, состоящий из линейного контактора КЛ с тремя главными контактами и одним замыкающим блок-контактом, — тепловыми реле РТ1, РТ2 и кнопками управления с самовозвратом. Нагревательные элементы тепловых реле включены в главную цепь, контакты — в цепь управления.
При нажатии кнопки «Пуск» возбуждается втягивающая катушка линейного контактора КЛ, контактор замыкает главные контакты КЛ, подключая двигатель в сеть, и блок-контакт КЛ, шунтирующий кнопку «Пуск». Теперь, после самовозврата кнопки «Пуск» в начальное положение, втягивающая катушка КЛ получает питание через блок-контакт контактора. В схеме имеется максимальная токовая защита на двух фазах с помощью тепловых реле РТ1 и РТ2 и защита от повторного включения (нулевая) посредством линейного контактора КЛ.
Схема реверсивного магнитного пускателя (рис. 32, б) состоит из тех же основных элементов: асинхронного двигателя М и магнитного пускателя, укомплектованного двумя контакторами направления КВ и КН, тепловыми реле РТ1 и РТ2 и кнопками управления «Вперед», «Назад» и «Стоп». Каждый из контакторов имеет по три главных контакта и по одному замыкающему блок-контакту.
В зависимости от того, какое направление вращения необходимо задать двигателю, нажимают одну из кнопок — «Вперед» или «Назад». Пуск совершается в том же порядке, как и при нереверсивном пускателе. При нажатии кнопки «Вперед» («Назад») включается в цепь втягивающая катушка одного из контакторов в соответствии с заданным направлением вращения. Контактор замыкает главные контакты в цепи главного тока и блок- контакт, шунтирующий соответствующую пусковую кнопку.
В схеме есть блокирующее устройство, предотвращающее включение второго контактора, когда работает первый, и наоборот.
Замыкание контактов пусковой кнопки второго контактора не может произойти раньше, чем разомкнутся контакты пусковой кнопки в цепи первого контактора. Механическая блокировка может быть дополнена электрической. В этом случае контакторы имеют дополнительно по одному размыкающему блок-контакту, которые включаются: размыкающий блок-контакт контактора направления Вперед в цепь катушки контактора направления Назад, а размыкающий блок-контакт контактора направления Назад — в цепь катушки контактора направления Вперед.
Магнитные пускатели выпускаются пяти величин в зависимости от мощности двигателей (табл. 4).
Таблица 4
Величина пускателя | Максимальная мощность электродвигателя, кВт, при напряжении, В | Номинальный ток главных контактов, А | ||||
127 | 220 | 380 | 500 | открытого исполнения | защищенного исполнения | |
1-я | 1,0 | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 15 | 13,3 |
2-я | 2,5 | 4 | 5 | 5,5 | 22,5 | 20 |
3-я | 7 | 10 | 20 | 28 | 50 | 50 |
4-я | 10 | 20 | 23 | 40 | 100 | 90. |
5-я | 20 | 40 | 55 | — | 140 | 140 |
По характеру защиты от окружающей среды пускатели могут быть открытого, защищенного и пылеводозащищенного исполнения.
В судовых условиях обычно применяются магнитные пускатели серии ПММ, которые менее чувствительны к вибрации, ударам и кренам, чем общепромышленные серии пускателей. Они предназначены для работы в судовых условиях при номинальном напряжении до 380 В и температуре окружающей среды от +40 до —40°С.
Пускатели обеспечивают нулевую защиту при исчезновении напряжения.
Магнитные станции (магнитные контроллеры) представляют собой сложную комплектную установку, предназначенную для дистанционного управления электрическими двигателями приводов судовых механизмов. Их собирают по специальным схемам и комплектуют из электромагнитных контакторов и реле. Магнитные станции помещают в ящики или шкафы с запирающимися дверцами и выпускают в брызгозащищенном и водозащищенном исполнении.
Аппаратура управления магнитной станции устанавливается на специальных панелях из изоляционного материала. При заднем присоединении проводов панели делаются поворотными. Главные цепи и цепи управления вводятся в магнитные станции водозащищенного исполнения, через сальники.
Магнитные контроллеры широко применяют в схемах управления электроприводов судовых палубных механизмов, контакторных схемах управления рулевых электроприводов, электроприводов, швартовно-якорных устройств, лебедок, кранов и т. д.
Схемы магнитных станций рассматриваются в параграфах, где разбираются схемы управления соответствующих электроприводов.