Содержание материала

Рыдловский В. П.
Кабельные трассы. — Л.: Судостроение, 1991. — 128 с.: ил./ (Б-ка судового электротехника)

Кабельные трассы рассмотрены как самостоятельные изделия судового электромонтажного производства. Объединены вопросы технических требований, проектирования, методов расчета, технологии монтажа, диагностики состояния кабельных трасс, устройств их крепления и уплотнения проходов через судовые конструкции.
Книга рассчитана на инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, монтажом и эксплуатацией кабельных трасс на судах и других объектах промышленности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед судостроительной промышленностью стоят задачи повышения технического уровня выпускаемых судов. Растет насыщенность судов электронным и электротехническим оборудованием, резко увеличивается объем кабелей в трассах. Общая длина кабелей на судне иногда достигает 3·103 км, а длина отдельных отрезков кабелей — 300 м. Такое увеличение объема кабелей заставляет по-новому подходить к вопросам проектирования и монтажа кабельной сети судна, искать пути оптимизации конструктивных и технологических параметров кабельных трасс и их составных частей. 

Кабельная трасса — один из основных объектов судового электромонтажного производства. Для крепления кабельных трасс в отрасли ежегодно применяются 3х106 подвесок и такое же количество скоб-мостов. На судостроительных заводах каждый год изготовляется более 104 коробок для устройств уплотнения проходов кабелей через переборки и палубы. Повышение технического уровня кабельных трасс и их элементов является важной технико-экономической задачей, от решения которой зависит как эффективность электромонтажного производства, так и уменьшение затрат при эксплуатации кабельной сети судна.
До настоящего времени и в нормативно-технической документации, и в технической литературе кабельные трассы не рассматривались как самостоятельные изделия. Технические требования, предъявляемые к ним, рассредоточены по разным источникам, не объединены методы испытаний кабельных трасс, отсутствует их классификация. Методы расчета кабельных трасс и их элементов содержатся лишь в отдельных журнальных статьях. Такая разрозненность сведений об этом объекте электромонтажного производства не дает целостного представления о нем.
В предлагаемой книге кабельные трассы рассматриваются как самостоятельные изделия, образующие судовую кабельную сеть. В ней излагаются технические требования к составным частям кабельной трассы: устройствам крепления и уплотнения, электрическим и оптическим кабелям, крепежным изделиям. Описываются способы проектирования и монтажа кабельной сети, а также вопросы диагностики состояния и прогнозирования остаточного срока службы кабельных трасс. Особое внимание уделяется изложению методов расчета кабельных трасс, которые позволяют с помощью математических моделей проводить оптимизацию их главных параметров, выявлять пути повышения их технического уровня. В книге приводятся результаты исследований и примеры расчета прочности кабелей при механизированной затяжке на прямолинейных участках и поворотах трассы, обобщаются данные о прочности устройств крепления и уплотнения проходов кабелей через корпусные конструкции.
Автор благодарен коллегам за полезные обсуждения рукописи и поддержку при ее написании, а также признателен В. С. Калинину и В. С. Кравченко за научное руководство при исследовании прочности кабелей в процессе затяжки их в трассы.